Дифференциальная диагностика экспрессивной моторной алалии от сенсорной алалии
Автор: Муренова Анна Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида № 3,
г. Нижний Новгород
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
У дошкольников встречается 1 % от общего числа дошкольников – 0.6 – 0.2%. у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.
Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, ее экспрессивной стороны, т.е. говорения, порождение речи, имеющее центральный органический характер.
Нарушение речи при моторной алалии обусловлено несформированностью языковых операций, процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций.
Сенсорная алалия – это недоразвитие импрессивной речи, при которой наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, не смотря на сохранный физиологический слух и сохранные способности к развитию активной речи.
Сенсорная алалия возникает вследствие поражения коркового центра речеслухового анализатора и его проводящих путей.
Выделяют три степени тяжести сенсорной алалии:
1 в более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя.
2 ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание ребенком отдельных слов более затруднено, чем понимание смысла фразы в конкретной ситуации.
3 ребенок понимает содержание высказывания в конкретной ситуации.
Для дифференциальной диагностики сенсорной и моторной алалии мы взяли следующие критерии сравнения:
1 Восприятие речи – при моторной алалии оно сохранно на перцептивном уровне, а при сенсорной алалии грубо нарушено.
2 Понимание речи – у моторных алаликов оно соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; понимание речи у сенсорных алаликов нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего.
3 Слуховое восприятие у детей с моторной алалией сохранно, а у детей с сенсорной алалией нарушено.
4 Эхолалия при моторной алалии отсутствует, а при сенсорной алалии присутствует.
5 Повторение услышанного – моторные алалики затрудняются повторить слово и фразу, а дети с сенсорной алалией повторяют, не понимая смысла проговоренного слова.
6 Коммуникация – у детей с моторной алалией отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной), для детей с сенсорной алалией характерно нежелание (и невозможность) вступать в общение.
7 Мимико-жестикуляторная речь – моторные алалики активно используют жесты, выразительную мимику; у сенсорных алаликов отсутствуют жесты и амимичность или невыразительность мимики.
8 Наличие компенсаторных средств – у детей с моторной алалией как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты», а у детей с сенсорной алалией компенсаторные средства отсутствуют.
9 Динамика улучшения – при моторной алалии отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании, а при сенсорной алалии наблюдается крайне низкий темп при направленном формировании речи.
Также можно сравнить моторную и сенсорную алалию в соответствии с компонентами языковой системы.
1 Словарный запас (активный)
При моторной алалии словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой, дети не используют антонимы, синонимы и обобщающие слова. Детям присуще расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, замена слов по сходству, по смежности, по внешним признакам.
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания речи грубо нарушается экспрессивная речь. Неустойчивость значений слов, которая проявляется в парафазиях, элизиях, персеверациях и контоминациях.
2. Пассивный словарь (понимание речи)
У детей с моторной алалией ограниченность понимания речи. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Сенсорными алаликами общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Дети понимают содержание высказывания только в конкретной ситуации, они не воспринимают смысл грамматических конструкций.
3. Фразовая речь
Для детей с моторной алалией характерно нарушение количества и динамики линейной последовательности слов в предложении. Обычно дети отвечают 1-2 словами в сочетании с жестами. Синтаксические конструкции примитивны.
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания фразовая речь становится невозможной или грубо искажается. При наличии собственной речи дети не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений.
4. Грамматический строй речи
При моторной алалии наблюдаются значительные отклонения в усвоении грамматического строя речи – нарушено именное и глагольное управление и согласование, не используются предлоги и союзы, нет четкости родовых окончаний, используются аморфные слова.
При сенсорной алалии в речи присутствуют аграмматизмы. Дети не ориентируются на лексические значения и игнорируют грамматические.
5. Звукопроизношение
У детей с моторной алалией звукопроизношение нарушено. Обогащение словаря стимулирует появление новых звуков. Звуки могут появляться спонтанно, но их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями.
У детей с сенсорной алалией звукопроизношение также нарушено. В их речи встречаются разнообразные звуковые замены.
6. Слоговая структура
При моторной алалии характерны перестановки звуков м слогов, парафазия, персеверации и контоминации. Некоторые дети произносят неясный контур слова, могут употреблять несколько искажений донного и того же слова.
При сенсорной алалии слоговая структура также искажена. Для детей свойственно недифференцированное проговаривание слов, искажения структуры слов.
7. Фонематическое восприятие
Ребенок с моторной алалией не может найти правильную последовательность звуков в слове, у него не формируется звуко-слоговой и морфемный строй.
У ребенка с сенсорной алалией фонематическое восприятие не сформировано и даже в условиях специального обучения развивается крайне замедленно. Страдает различение фонем, фонематический анализ и синтез. фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.
Таким образом, после всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- При моторной алалии поражается моторная кора с последующим системным недоразвитием, при сенсорной алалии поражение происходит в сенсорной коре, также с последующим системным недоразвитием.
- И сенсорная, и моторная алалия выявляются в доречевой период.
- Общее психическое развитие задержано и при моторной, и при сенсорной алалии.
- Об особенностях спонтанного речевого развития у моторных алаликов можно сказать, что оно медленное и искаженное, это касается развития словаря, фразы и звукопроизношения. А у сенсорных алаликов спонтанно речь мало улучшается.
- При логопедическом воздействии речь и моторных и сенсорных алаликов дает улучшение.
- Дети с моторной и сенсорной алалией по-разному относятся к своему дефекту – ребенок с моторной алалией с возрастом начинает стесняться своего дефекта, а ребенок с сенсорной алалией недостаточно осознает свой дефект.