Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических категорий речи у детей старшей группы на тему:

«Дикие животные. Дифференциация звуков С и Ш»

АвторГаева Светлана Филипповна,
учитель - логопед логопедического пункта при ДДУ №108  г.Мариуполь, Донецкой области, Украина

 

Цели: 

 1.Формировать представления о жизни животных зимой

2.Ознакомление с многозначными словами ( хвост)

3.Развитие лексико – грамматических категорий – образование

и употребление относительных прилагательных.

4. Учить подбирать слова-признаки к существительным, спрягать глаголы прошедшего времени единственного числа, употреблять существительные в родительном падеже множественного числа

5.Научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками вы-, у-, по-, пере-, при-.

6. Развивать мелкую моторику и конструктивные умения и навыки.

Оборудование: разрезные картинки, предметные картинки (животные, их детеныши, домики животных), игрушки- лиса, медведь, прищепки, паровоз, игра «Паровоз», мяч

Словарь:

Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, медвежата, волчата, лисята, бельчата, зайчата, хвост, морда, копыта, рога, когти, голки, грива, берлога, дупло, нора,

Словарь признаков: короткий, серый, длинный, пушистый, рыжий, мягкий, коричневый, колючий

Глагольный словарь: живет, прыгает, скачет, бежит, питается, прячется, боится, запасается, носит, спал, спала

План занятия

І. Организационный момент

Игра «Найди свое место»

ІІ. Основная часть.

1.Знайомство з темою.

2. Игра «Скажи, какой»(хвост)

3.Многозначность слова хвост

4. Игра «Кто где спал (спала)?»

5.Игра «Кто как передвигается»

6.Пальчиковая гимнастика

7.Физкультминутка

8. Различение звуков С - Ш

9. Игра «Мишка и лиса»

10. Игра с прищепками.

ІІІ Заключительная часть.

Ход занятия

І. Организационный момент

Игра «Найди свое место»

Логопед раздает детям картинки (хвост, морда).

- Представьте, что мы попали в лес. Все звери испугались и спрятались.

Одни хвостики и мордочки выглядывают. Отгадайте, чьи это хвостики, где соответствующая мордочка животного - и на том месте вы и сядете.

ІІ. Основная часть.

1.Знакомство с темой. Дети отвечают на вопросы логопеда:

Как вы думаете, какая тема нашего занятия? – Дикие животные.

А почему они так называются? – Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилища, защищаются, заботятся о детенышах.

1​ Игра «Скажи, какой»(хвост)

Логопед просит детей посмотреть на хвостики и описать их

– какой хвост:

-у зайчика? – маленький, коротенький, серенький, заячий.

-у лисы? – пушистый, длинный, красивый, лисий

-у медведя? – короткий, круглый, мягкий, коричневый, медвежий

-у волка? – длинный, пушистый, серый, волчий

3.Многозначность слова хвост.

Логопед объясняет, что слово «хвост» имеет много значений и просит

подумать, какие еще предметы можно назвать словом хвост (хвост – прическа для волос, хвост поезда, ходить хвостом - следом)

4. Игра «Кто где спал (спала)?» . Спряжение глаголов прошедшего времени единственного числа

Дети составляют предложения по картинкам:

-Волк спал в логове

-Медведь спал в берлоге

-Белка спала в дупле.

-Лиса спала в норе.

- Ежик спал под елкой.

5. Игра «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» - Закреплять навыка образования приставочных глаголов с приставками вы-, у-, по-, пере-, при-. Логопед дает задание - закончить предложение:

Белка через ветки (что делает?) …перепрыгивает.

Лиса из норы …. Выходит.

Медведь в берлогу …..залезает.

Зайка от волка …убегает

Лось из леса … ушел. И т.д.

5. Пальчиковая гимнастика

«Лисичка – сестричка»

Лисичка – сестричка сидит под кустом.

Лисичка – сестричка машет хвостом,

А серенький зайка глядит из куста,

У зайчика нету такого хвоста.

Дети складывают пальцы и демонстрируют мордочки животных.

«Игры зверят»

Не знали медвежата, что колются ежата – кулачки – иголки

И давай с ежатами играть, как с медвежатами – ладошки

Вдруг медвежата- в слезы. –Ой, ежики, занозы – кулачки у глаз

Испугались ежики, несут щипцы и ножики – бегут, режут

И давай по штучке вынимать колючки – дергают

 

6. Физкультминутка с мячом

«У кого что?» - употребление существительных в родительном падеже множественного числа

Логопед бросает мяч ребенку и задает вопросы, а дети отвечают и возвращают логопеду мяч.

У медведя есть рога? – у медведя нет рогов.

У лисы есть копыта? – у лисы нет копыт.

У зайчика есть иголки? – у зайчика нет иголок.

У оленя есть когти? – у оленя нет когтей

7. Различение звуков [с], [ш].

Логопед объясняет:

- Звук [с] (так течет вода) - - согласный, глухой, твердый. При произношении звука [с] — губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»;

- звук [ш] (так шипит гусь) — согласный, глухой, твердый. При про​изношении звука [ш] губы округляются, язык поднимается кверху «чашечкой», дует «теплый» ветерок.

 

· «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ш], и опускают руку вниз, услышав звук [с]: ш-с...; слогов: -са-шу-ис-ош-...; слов: сок, шуба, песок, мыши...

  

 

8. Игра «Мишка и лиса»

Нам прислали посылку, но мы должны отгадать дикое животное, в названии которого есть звук С, Ш. – лиса, мишка

Хитрая плутовка рыжая головка, ротик открывает, зайчиков пугает.

Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег.

Тише, тише…не шуметь! А под снегом спит…медведь.

Мишка и Лиса не умеют правильно произносить звуки С и Ш, поэтому слова у них получаются очень странные - .апоги, .арф, .уба, .апка, .арафан.

«Как назвать одним словом?»

«Что лишнее?» - дети выбирают лишний предмет и обясняют: Лишние сапоги, потому что это обувь, а остальные предметы – одежда и т.д.

«Посылка другу» - давайте отправим посылку поездом для Лисы - подарки со звуком С, а для Мишки - со звуком Ш

Прицепляя вагончики к паровозику, ребенок называет подарок:

Я посылаю сыр Лисе, а машину Мишке.

«Найди вагон для слова» - в первом вагоне повезем слова с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя.

Но для этого нам нужно разделить слова на слоги – отхлопать.

9. Игра с прищепками.

Логопед показывает детям прищепки, рассказывает о их предназначении в быту, предлагает рассмотреть их и поиграть с ними. Показать, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» и превращаться в серого волка:

Серый волк – зубами щелк. Не боимся тебя волк!

Хитрая плутовка, рыжая головка, ротик открывает, зайчиков пугает.

После ужина убрались, в миске косточки остались.

Косточки мы соберем и собачке отнесем.

Жучка косточку схватила, в уголочек утащила.

Вспомните, в каких животных мы превращали прищепки. Кто лишний?

Давайте сами сделаем подарки для наших гостей Лисы и Мишки с помощью прищепок –

Ежик и кактус потеряли свои иголочки и чувствует себя незащищено, прицепляя зеленые прищепки, мы превратим их в иголки.

Цветочек растерял свои лепестки, украсим его и подарим Лисичке,

Тучка дождевая – прицепляя прищепки одну за другую, увидим волшебный дождик из прищепок.

ІІІ Заключительная часть.

Логопед подводит итог занятия.

-О чем мы говорили на занятии?

- Какие игры вам понравились?

-Что нового вы узнали?

Яндекс.Метрика