Дидактические игры для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Автор: Черепанова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 11, г. Березники, Пермский край
Нарушения чтения и письма широко распространены в школе. В письме учащихся встречаются специфические ошибки, которые представляют собой симптоматику одной из форм дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов.
В основе специфических ошибок письма лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений, поэтому ребенок впервые сталкивается с этой сложной проблемой с началом его обучения грамоте.
Ребенок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.
Приемом анализа и синтеза речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако не которые из детей оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной работе по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу и синтезу речевого потока. Эта работа должна вестись с большим числом повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.
С этой целью на логопедических занятиях я применяю следующие дидактические игры, опираясь на основные этапы по формированию навыков языкового анализа и синтеза являются.
1 Подготовительный.
2 Развитие лексического анализа предложений.
3 Развитие слогового анализа и синтеза.
4 Развитие фонематического анализа и синтеза.
1. Подготовительный.( работа над ритмом, силой и высотой голоса)
- «Где позвонили?»
- «Угадай, что звучало?» (шум воды, скрип двери, шуршание газеты)
- игра «Три медведя», узнай, кто говорит: медведь, медведица, медвежонок: «Кто ел из моей чашки?»
- игра «Теремок», реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом.
2. Развитие лексического анализа предложений.
- « Найди пару»
- «Придумай предложение по схеме»
- «Исправь ошибки»
- «Собери слова в цепочку»
3. Развитие слогового анализа и синтеза.
- «Собери цветок»
- «Слоговой абак»
- «Начерти схему»
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
- «Сложи буквы»
- «Дорисуй нужную картинку»
- «Зажги лучики»
Зная, что любое нарушение лучше предупредить, чем потом исправлять, я предлагаю использовать данные дидактические игры с 1 класса, тем самым начать работать над профилактикой данного вида дисграфии.