Конспект индивидуального занятия с ребенком, страдающим заиканием (5-6 лет)
Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна,
учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ
План
I. Вводная часть.
1. Речевая зарядка - «Лесная зарядка».
II. Основная часть.
1. Разучивание нового диалога «Лиса и тетерев».
2. Пальчиковая гимнастика – «Зайчик».
3. Стихотворение с мячом – «Мяч по кругу».
4. Пересказ сказки «Теремок».
III. Заключительная часть.
1. Игра в лото.
2. Задание на дом.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Речевая зарядка «Лесная зарядка».
Цель: Развитие чувства темпа и ритма .
Логопед: Здравствуй, Миляуша! Как твое настроение? Давай начнем наше занятие с разучивания новой речевой зарядки. Я буду читать речевку, а ты повторяй за мной движения:
Раз-присядка, два - прыжок,
И опять присядка.
А потом опять прыжок-
Заячья зарядка.
Птичка скачет,
Словно пляшет,
Птичка крылышками машет.
И взлетает без оглядки.
Это – птичкина зарядка.
А лисята, как проснутся,
Очень любят потянутся.
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком махнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапой,
То одну, то обе в месте.
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало
Начинает все сначала.
II. Основная часть.
1. Разучивание нового диалога.
Цель: Развитие плавности, слитности речи, развития голосового диапазона.
Логопед: Молодец! А теперь давай мы с тобой попробуем выучить новый диалог. Я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной:
«Лиса и тетерев»
- Терентий, Терентий! Я в городе была.
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была.
- Терентий, Терентий! Я указ добыла.
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.
- Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревьям, а все бы гулять по зеленым лугам.
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять.
- Терентий, Терентий! Кто там едет?
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Мужик.
- Терентий, Терентий! А за мужиком кто бежит?
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Жеребенок.
- Терентий, Терентий! А какой у него хвост-то?
- Крючком.
- Ну так прощай, Терентий, мне дома недосуг!
2. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Логопед: А теперь, давай поиграем с нашими пальчиками. Сначала я покажу, а потом попробуем вместе.
«Зайчик»
В одном доме (развернутые книзу пальцы опускается на стол) с большой крышей («Крыша»)
Жил зайчик («Заяц»)
Утром он запускал кораблик в речке («Кораблик»)
А вечером закрывал дверь в своем доме («Дверь») и ложился спать («Спать»).
3. Стихотворение с мячом.
Цель: Координация речи с движением. Закрепление ритма движения и слова.
Логопед: А теперь давай поиграем с мячом.
Мячик мне,
Мяч тебе!
Мы бросаем
Мяч друг-другу.
Раз! Раз! Раз! Раз!
Я тебе,
А ты мне!
Вот так! Вот так!
Раз! Раз! Раз!
4. Пересказ сказки «Теремок»
Цель: Развитие правильного, спокойного, слитного проговаривания, выделение интонаций, управление громкостью и тембром голоса.
Логопед: А теперь давай ты попробуешь пересказать сказку «Теремок». Сначала я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной, а затем буду задавать тебе вопросы, а потом уже попытаешься сама пересказать сказку.
«Теремок»
Пролетая по лесу, увидела муха теремок. Постучалась, а нет там никого. И стала она там жить. Пробегала мимо мышка. Постучалась:
- Терем-теремок, кто в теремке живет?
- Это, я, муха-цокотуха, а ты кто?
- Это я, мышка-норушка, пустите меня жить к себе.
- Заходи.
Постучалась к ним и лягушка-квакушка, они и ее пустили к себе жить. Пробегал мимо зайчик-попрыгунчик и решил постучатся:
- Терем-теремок, кто в теремочке живет?
- Это мы – муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, давай и ты к нам жить.
Скоро стали жить они впятером: муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, да петушок-золотой гребешок.
Однажды мимо проходил медведь - косолапый. Он тоже постучался в теремок.
- Терем-теремок, кто в теремке живет?
- Это мы - муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, петушок-золотой гребешок.
- Пустите меня тоже к вам жить.
Пустили и его жить. Залез медведь косолапый на крышу, не выдержал теремок, да развалился. Тогда построили они новый теремок: большой и красивый. Стали жить-поживать, да добра наживать.
III. Заключительная часть.
1. Игра в лото.
Цель: Развитие лексико-грамматической структуры языка, слитности, плавности, выразительности речи.
2. Задание на дом.
Повторить дома новый диалог.
Характеристика заикающегося ребенка.
Миляуша, 5 лет.
Заикаться начала пол года назад. Родители жалуются на быструю утомляемость, рассеянность внимания, тревожность. Низкая степень фиксированности на своем дефекте. Ребенок без особого клинического своеобразия, с легкой формой клонического заикания.