Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

   Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка.

   В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

   Ещё одной причиной является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. Действуя по интуиции, они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьёзные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное – научить ребёнка читать.

   Умение ребёнка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребёнка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.

   Поэтому программа детского сада предусматривает серьёзную работу по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все её стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

 

  Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.

    Все окружающие ребёнка люди должны действовать взаимно – решать единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения.

   Предложенная схема подробно отражает взаимодействие участников процесса.

   Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях проводят индивидуальные занятия с детьми.

   Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

   Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность занятий. Кроме того, психолог помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.

   Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием общей моторики и координации движений, но и использует комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

   Руководитель театральной студии (если имеется), занимаясь с детьми подготовкой различных представлений, помогает им самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на чистую речь. Помимо этого в театральной студии дети улучшают качество речи, работая над её интонационной и мимической выразительностью.

   Логопед занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ.

 

   Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

   В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако, многие из традиционных методик разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

   Необходима особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе.

   Именно дифференцированный подход в обучении развитию речи поможет справиться с этой задачей.

      Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить всех!

    В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.  

   При дифференцированном обучении учитываются:

    Основная цель дифференцированного подхода согласованиепроцесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.  

   Дифференцированное обучение, в соответствии с современными психолого-педагогическими тенденциями, отражает идеи личностно-ориентированного подхода.

    Выделим основные положения, необходимые для осуществления грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников развитию речи:

      Остановимся подробнее на некоторых из этих положений.

     Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

Этапы развития речи 

Ранний возраст (от рождения до 2 лет)

   Первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

   Для двухлетнего ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечёткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранить слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный).

   К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов («бай – бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

 

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

   К трём годам произносительная сторона речи недостаточна сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

   Некоторые дети к трём годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме Р и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи.

   На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими  навыками родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. В общении со взрослыми малыш всё реже использует звукоподражательные слова, односложные предложения.

   Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

   В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

    На четвёртом году у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются начатки монологической речи. В речи преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

 

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

   К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи: полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, дети правильно произносят свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ, отчётливо проговаривают многосложные слова, точно сохраняя структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

   Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

   На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

   Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности.

 

Шестой год жизни

   На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временныеи другие отношения. Дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать.

   За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами.

   Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

   У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Способен самостоятельно раскрывать содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

   Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

   Пятилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определённые звуки.

 

О речи детей 6-7 лет

   К моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы.

   Свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

    Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах. Делит слова на слоги, предложения на слова, что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

   Всё это даёт ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

   Очень важной и практически значимой является ранняя диагностика всех имеющихся у ребёнка поражений – так называемого «сложного дефекта».

   Большую помощь в ранней диагностики окажет анкетирование родителей при поступлении ребёнка в ДОУ. Специальная анкета поможет выявить причины возможных речевых нарушений у ребёнка.

    Индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей.

 

Обследование дошкольников

  Каждый ребёнок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:

 

Критерии оценки уровня функции

I. Звукопроизношение

  1. Нарушение нескольких групп звуков.
  2. Недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.
  3. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
  4. Звукопроизношение в норме.

II. Фонематические процессы

  1. Не слышит данный звук в любой позиции.
  2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.
  3. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
  4. Фонематические процессы в норме.

III. Словарный запас

  1. Активный запас ограничен бытовым уровнем.
  2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
  3. Использует все части речи, но не всегда точно; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
  4. Активный словарь близок к возрастной норме.

IV. Грамматический строй речи

  1. Речь резко аграмматична.
  2. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  3. Допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  4. Грамматический строй близок к возрастной норме.

V. Связная речь

  1. Фразовая речь резко аграмматична.
  2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой.
  3. При составлении рассказа использует не более двух – трёх предложений; не пользуется планом при составлении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
  4. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

VI. Пространственная ориентация

  1. Не ориентируется на плоскости и в пространстве.
  2. Владеет понятиями верх – низ, испытывает затруднения в понятиях право – лево.
  3. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
  4. Пространственная ориентировка соответствует возрасту.

VII. Артикуляционная моторика

  1. Объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
  2. Неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
  3. Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
  4. Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

VIII. Мелкая моторика

  1. Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
  2. Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
  3. Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.
  4. Мелкая моторика в норме.

 

      Педагоги определяют сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаются пути работы в детском саду и семье.

Возможно составление индивидуальных или подгрупповыхобразовательных маршрутов.

    Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.

   Кроме того, заполнив таблицу и произведя необходимые расчёты, можно провести мониторинг работы по развитию речи в конце учебного года в каждой дошкольной группе путём определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – достаточный.

  Рекомендуется после обследования речи разделить детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.

   Внимание: Эти группы никогда не употребляются при детях и их родителях!

   1 группа. Речевое развитие соответствует возрасту (дефектов звукопроизношения нет, либо возрастные; фонематическое восприятие не нарушено).

   2 группа. Речевое развитие подлежит динамическому наблюдению (имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на грани возрастной нормы, либо звук находится на стадии автоматизации). Такие дети подлежат осмотру один раз в месяц и при необходимости переводятся в следующую группу.

  3 группа. Речевое развитие нуждается в коррекции, имеются дефекты звукопроизношения, не соответствующие возрасту (неосложнённые и осложнённые).

   4 группа. Дети, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения (т.е. в переводе в специализированный детский сад).

   Деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.

   Воспитатели детских садов хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

   При подобном распределении детей оба педагога могут заниматься со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Интенсивность работы с подгруппами определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.

   Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно - после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, методистом детского сада, по возможности - логопедом.

    Наиболее остро перед воспитателями может встать проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития.  Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года можно провести хронометраж дня и недели, что позволит составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. На основе хронометража разрабатывается примерная схема распределения различных форм работы по речевому развитию.

   Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто, чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

 

    Методика развития речи программы "Из детства - в отрочество" позволит  внедрить в массовую практику старших групп особый вид фронтального занятия - занятия дифференцированного подхода,которые позволяют спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого развития каждого ребенка.

 

   На занятиях дифференцированного подхода ставятся следующие цели.

 

Занятия дифференцированного подхода имеют определенную структуру

1. Вводная часть

Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т.п. Мотивами могут стать помощь педагогу ("Я не успеваю подготовиться к занятию по математике - помоги мне вырезать эти круги и овалы и т.п."), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т.п.

 

2. Организационная часть

Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.

Примерное содержание. Дети выполняют задания индивидуально, в парах, подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации речевого общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль.

Ребенок - учитель - предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры.

Ребенок - ученик - предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила.

"Партнеры" - предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.

 

3. Основная часть

Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

 

4. Заключительная часть

Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

 

   Конкретное содержание занятий педагоги могут отбирать самостоятельно, ориентируясь на:

 

   При составлении и проведении занятий дифференцированного подхода воспитатели могут пользоваться следующими заданиями и формами работы:

............

Дифференцированный подход к развитию речи дошкольников

 Автор: Гуцан Анжела Яковлевна, учитель-логопед
МБОУ СОШ №19 г.Вышний Волочёк Тверская область

Презентация к статье (Скачать)

 

Речь – одна из линий развития ребёнка, это чудесный дар природы, который не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

   Родителям и педагогам нужно быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

 

   В дошкольном возрасте начинают проявляться индивидуальные  особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает,  что ребёнок:

  •       правильно произносит все звуки родного языка;
  •       владеет значительным словарным запасом;
  •       освоил основы грамматического строя речи;
  •       владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему вступать в контакт с людьми.

   Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка.

   Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит, потому что ребёнок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими.

   Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на деятельности и поведении ребёнка, а значит, и на формировании личности в целом.   

Яндекс.Метрика