Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ, ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Голосовая основа слога всегда обеспечивает ту акустическую эффективность, без которой язык не мог бы выполнять социальную функцию общения.

Исправление звукопроизношения необходимо вести в 4 этапа. При этом логопедическое воздействие  на каждом этапе в зависимости от вида речевого нарушения – дислалии, дизартрии или алалии – имеет свои особенности.

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

Направления:

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

Задачи:

  • Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков.
  • Формирование стойкого интереса и внимания к разговорной речи. 
  • Развитие восприятия речи.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

Задачи:

  • Воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания.
  • Развитие высоты, силы и тембра голоса на материале сохранных звуков.
  • Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Задачи:

  • Развитие мимических мышц.
  • Развитие движений языка и губ.

4. Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • Активизация речевой моторики через ручную.
  • Развитие точности и четкости движений пальцев рук.
  • Развитие способности координировать движения пальцев рук.

II. Этап постановки звука

Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

Задачи:

  • Развитие артикуляторных движений для ставящихся звуков.
  • Постановка звуков речи.

III.Этап автоматизации звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Задачи:

  • Введение звука в слоги.
  • Введение звука в слова и фразы.
  • Введение звука в связную речь.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

Задачи:

  • Развитие слуховой дифференциации.
  • Закрепление произносительной дифференциации.

Особенности коррекционно-логопедической работы в зависимости от вида нарушения речи


Дизартрия

Моторная алалия

I. Подготовительный этап

1. Развитие слухового восприятия и внимания

Упражнения направлены на активизацию внимания к разговорной речи

Упражнения направлены в первую очередь на формирование мотива речевой деятельности, коммуни­кативное намерение.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса

Как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. Цель упражнений - следить и управлять темпом, плавностью, звучностью речи.

Упражнения направлены на активизацию внимания к собственной речи, умение управлять высотой, силой голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики

Проводится предварительный массаж органов артикуляции, расслабление мышц языка. Упражнения направлены на установление координации работы артикуляторных мышц.

Упражнения направлены на достижение нужной артикуляционной позы ставящегося звука.

4. Развитие мелкой моторики

По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи

II. Этап постановки звука

Особенностью работы является опора на вспомогательные средства: зонды, шпатели, др. приспособления для механической постановки звуков.

В работе используются дополнительные опоры - символика и моделирование, знаково-символические средства для постановки звука по подражанию.

III.Этап автоматизации звука

Проводится по общей схеме в зависимости от индивидуальных психических особенностей школьников с интеллектуальной патологией.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Проводится отработка звуков с опорой на различные анализаторы.

Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности их проявления.

Яндекс.Метрика