| Реализация комплексно-тематического принципа в логопедической группе ДОУАвтор: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» (г. Пермь)
В настоящее время в ДОУ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и приказом № 655 реализуется комплексно-тематическая модель образовательного процесса - объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Так как реализация комплексно – тематического принципа - позволяет сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью. И одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». А ведь главная задача педагога построить образовательный процесс так, чтобы жизнь детей стала интересней и была связана с окружающей действительностью. Ещё Л.С. Выготский говорил: «Ребенок способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Схематично комплексно-тематическое планирование можно представить вот так:
Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, на мой взгляд, обеспечивает: * социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения событий; * «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; * поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения содержания программы; * технологичность работы педагогов по реализации программы (годовой ритм: подготовка к событию – событие – обсуждение и осмысление события). Но полноценная реализация комплексно-тематического планирования невозможна без интеграции организационных форм воспитательно-образовательного процесса, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. И это будет выглядеть так: Образовательные области
Виды детской деятельности
Хотелось бы отметить, что в соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике (в логопедических группах). И я хотела бы предложить «Комплексно-тематическое планирование в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста». Здесь вы можете СКАЧАТЬ «Календарно-тематическое планирование в логопедической подготовительной группе», которое включает: - название месяца; - название темы; - название подтемы; - ННОД; - совместную деятельноть; - самостоятельную деятельность. |