| КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ"Образование имен существительных с суффиксом -ница- со значением вместилища (посуды)"Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)
Цели:
Оборудование: посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка – символ частицы - ница - , картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы.
Ход занятияI. Оргмомент Игра «Волшебный мешочек» Л: Нам по почте прислали волшебный мешочек! Давайте определим на ощупь, что лежит в волшебном мешочке. Дети по очереди определяют, что лежит в волшебном мешочке и достают по одному предмету – хлеб, сахар, сухарь и тд Л: дети, как назвать все эти предметы? Д: это продукты питания II Основная часть Л: для каждого продукта есть своя посуда Хлеб хранится в хлебнице Сахар хранится в сахарнице Сухари – в сухарнице Конфеты – в конфетнице На столах появляется эта посуда Л: положите каждый продукт в свою посуду Дети раскладывают продукты Л: а что осталось пустым? Дети, это селедочница! Как вы думаете, для чего она? Д: для селедки и другой рыбы Л: правильно. Логопед повторяет названия посуды, выделяя голосом частицу НИЦА Л: я открою вам секрет. Часто в названии посуды для продукта есть частица –ница-. Эта частица помогает нам придумывать большие слова из маленьких. Логопед показывает детям символ частицы – паровозик, на котором написано: НИЦА Логопед выставляет на доске линейный ряд картинок – сухарь, салат, хлеб, сахар, суп Дети называют слова – картинки Л: а теперь внимательно послушайте и расставьте картинки в следующем порядке Сахар, суп, салат, хлеб, сухарь Дети выполняют задание Порядок расстановки меняется 4-5 раз Л: А теперь поучимся составлять слова из данных картинок и символа нашей частички - ница – Логопед вызывает 2 детей к доске: одному дает в руки картинку, другому – символ частицы. Л: было слово суп, добавим частицу - ница – получилось слово супница! Что означает это слово? Д: посуду для супа Аналогично проводится работа с другими картинками III. Физминутка IV. 1. Логопед раскладывает на ковре картинки: лимон, хлеб, сухарь, капуста, сахар, суп, селедка, салат, молоко, масло Л: Дети, выберете те картинки с продуктами, если в названии посуды для него есть частица - ница – Ответы детей: я выбрал сахар, потому что посуда для сахара называется сахарница По ходу выполнения задания, если ребенок выбрал картинку неправильно, логопед объясняет его ошибку (логопед объясняет значение слов и показывает картинки с изображениями лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы, молочницы) 2. Игра с мячом «Что для чего» Л: Я буду кидать каждому мяч и называть продукт, а вы должны назвать посуду для этого продукта 3. Логопед приглашает детей к столу, где заранее была создана путаница (продукты разложены не в свою посуду) и просит детей исправить ошибки и сказать, что куда мы положим 4.Игра «Хлопни, если неправильно» Л: а теперь сыграем в такую игру! Я называю разные предметы посуды, если вы услышите, что я назвала не посуду, то должны хлопнуть в ладоши и объяснить, в чем я ошиблась! Сахарница, конфетница, лимонница (хлопок – ответ ребенка: лимонница – это бабочка) и тд V. Итог занятия Оценка работы детей. Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии. |