| Тема «Совместная партнёрская деятельность учителя – логопеда и воспитанников в условиях реализации ФГТ»Автор: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь
Совместная партнёрская деятельность предполагает: 1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией. 2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников Общая цель включает в себя два вида постановки и решения задач: *первый вид – постановка и решение педагогических задач; *второй вид – постановка практической задачи перед детьми. 3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены. Функции органа организации и руководства: *Планирование. *Распределение обязанностей. *Контроль. *Ответственность за общий результат. 4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников. 5. Возникновение межличностных отношений, проявляющихся в общении, обмене действиями, информацией, желаниями. Вот два варианта реализации партнёрской позиции: Партнёр – модель
Партнёр - сотрудник
Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:
В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса. Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее: - решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время, - планирование образовательного процесса с учётом интересов детей, - использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), - сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Я работаю в детском саду, который принадлежит ОАО «РЖД», поэтому его посещают 95% детей, чьи родители трудятся на предприятии данной организации. И на территории нашего детского сада железнодорожная тематика при организации видов деятельности актуальна.
Тема ННОД: «Я б в железнодорожники пошёл – пусть меня научат!»Цели: 1. воспитательные: - воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте; - воспитывать желание говорить правильно и красиво; 2. образовательные: - знакомить детей старшего дошкольного возраста с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями; - дать представления о их значимости; - расширить представления детей о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания; - учить соотносить профессию и орудия труда, необходимые для этой профессии; 3. коррекционные: - активизировать внимание и речь, развивать логическое мышление; - развивать фонематический слух и восприятие; - развивать мелкую моторику; - развивать артикуляционную моторику. Оборудование: Карточки: машинист, помощник машиниста, железнодорожная форма, проводник; карта для артикуляционной гимнастики; мяч; раскраски с железнодорожными профессиями; карандаши; восковые мелки; предметные картинки с изображением людей железнодорожных профессий; атрибуты железной дороги.
Ход совместной деятельности:
(Дети стоят возле стола, на котором железнодорожные составы.) Взрослый: Ребята, я знаю, что вы у меня очень любознательны и многие ваши родители работают на железнодорожном транспорте. Поэтому наш с вами разговор сегодня пойдёт о железной дороге. Расскажите, кем работают ваши родители? Ответы детей. Взрослый: Скажите, какие разновидности поездов вы знаете? Дети: Пассажирские и товарные. Взрослый: В чём их отличие? Ответы детей.
Взрослый: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места и послушайте загадку. Полотно, а не дорожка, Конь не конь – сороконожка, По дорожке той ползёт, Весь обоз один везёт. Что тянет состав. Дети: локомотив или тепловоз. Взрослый: Назовите профессии людей, которые работают на локомотиве. Дети: машинист и помощник машиниста (слова закрепляются на доске). Воспитатель: Чем занимается машинист? Дети: Машинист ведёт состав и следит за сигналами. Воспитатель: А помощник машиниста? Дети: Следит за исправностью локомотива, за сигналами. Взрослый: В каком костюме они ходят на работу? Дети: В железнодорожной форме (закрепляется на доске). Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для машиниста и помощника машиниста. Какая она? Ответы детей. Взрослый: Какими качествами должны обладать машинист и помощника машиниста? Дети: Внимательными, умелыми и смелыми. 3. Артикуляционная гимнастика. Взрослый: А ещё они должны обладать хорошей дикцией, так как им часто приходиться общаться по рации с диспетчерами станции. « Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Вспоминаем обязательно, О чём говорили на занятиях!» Наш волшебный локомотив провезёт нас по парку артикуляционной гимнастики. Как гудит локомотив или тепловоз или электровоз? Медленно Быстро Высоко – низко С паузами Взрослый: Молодцы, вот и проехали мы по парку артикуляционной гимнастики.
Взрослый: Послушайте, ещё одну загадку. Этот дядя или тётя Дома здесь и на работе, Полку нужную укажет Про дорогу всё расскажет. Чай душистый принесёт, И в вагоне подметёт. О ком эта загадка? Дети: Проводник. Взрослый: Чем занимается проводник? Ответы детей. Взрослый: Как вы думаете тяжёлая или лёгкая работа у проводника и почему? Ответы детей. Взрослый: Каким должен быть проводник? Ответы детей. Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для проводника. Взрослый: Молодцы! 5. Динамическая пауза: «Кому, что нужно для работы?» Взрослый: А сейчас, я предлагаю вам всем встать в круг и поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?». Я буду бросать вам мяч и называть железнодорожную профессию, а вы возвращать мяч и называть инструменты, необходимые для работы. Машинист, помощник машиниста – локомотив; Проводник – пассажирский вагон; Диспетчер – компьютер; Связист – светофор; Осмотрщик вагонов, ремонтник – молоток; Кассир – деньги, билеты. 6. Продуктивная деятельность. Взрослый: Ребята, на ваших столах лежат раскраски, изображающие фигуры людей железнодорожных профессий. Я предлагаю вам выбрать любую и раскрасить. В рисунке постарайтесь передать цвет, характер людей этих профессий. (Дети рисуют под музыку). Взрослый: Да, чтоб обслужить железную дорогу, Специалистов нужно очень много. Сам машинист, помощник машиниста, Кассир, министр и даже зам. министра, Обходчик путевой внимательный, Диспетчер чёткий, обязательный. За то, что тёплый вагон, И ходит поезд, Им всем сердечно кланяемся в пояс. 7. Итог совместной деятельности. Взрослый: Сегодня в ходе совместной работы мы говорили только о двух железнодорожных профессиях. Каких? Ответы детей. Но железнодорожных профессий много, о них мы и будем говорить. А сейчас послушайте внимательно стихотворение, которое вам приготовили ваши товарищи. 1 ребёнок: Мы пока, что подрастаем, Детский садик посещаем. А как только подрастём – И на транспорт мы придём! 2 ребёнок: Кто-то будет машинистом, Кто пойдёт в диспетчера Я – связистом! Иль кассиром! Может, выучусь на мастера! 1 ребёнок и 2 ребёнок: Все профессии нужны! Все профессии важны! Взрослый: И сегодня всем ребятам призы за хорошую работу! Приготовили железнодорожники и передали в небольшом локомотиве! |