Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Приемы, способствующие коррекции зрительного восприятия и пространственной ориентации при оптической дислексии

Автор: Головина Анастасия Ивановна,

учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)

 

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смещения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности зрительного и пространственного анализа, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных отношений.

В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания (в том числе и буквенного);
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);
  • формирование пространственного восприятия и представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • дифференциация смешиваемых при чтении букв.

Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

С целью развития зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) предлагаются следующие задания:

1) назвать контурные изображения предметов (букв);

2) назвать недорисованные (буквы);

З) определить правильное и зеркальное изображения букв /З - С/

4) Определение правой и левой части разноцветных полосок:

            А) покажи полоску, на которой справа синий цвет;

            Б) назови цвет правой части полоски.

5) Составление разрезных на части картинок;

6) Срисовывание изображений из полуовалов и линий (сначала из 2 -3, затем 4-5 элементов);

7) Дорисование незаконченных контуров, кругов, треугольников.

 

Развитие зрительного мнезиса (памяти)

1. Запомни 4-5 картинок (букв), найди их среди других 8-10.

2. Разложи 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

3. Игра « Чего не стало». Раскладываются 5 - 6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем убирают одну, а дети отгадывают, какой игрушки не стало.

4. Найди сочетания (или слово). Выбрать те, что написаны до черты

СЕ

СО ЕС ЕС СО СЕ ОС ЕС СЕ

СЛОН

НОС ЛОСН СМОН СЛОЛ СЛОН СЛОМ

ЧАШКА

ЧАЩК КАЧАЩ ЧАКАШ ШКА ЧАШКА

  

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

Пространственная ориентация включает 2 вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировка на собственном теле;

2) ориентировка в окружающем пространстве.

Приемы:

1. Покажи, какой рукой надо есть, писать, здороваться. Как называется эта рука?

2. Покажи левую руку.

3. Показать карандаш в левой руке (правой).

4. Напиши название буквы справа или слева от вертикальной линии.

5. Нарисовать букву под диктовку: 2 клетки вверх, вправо, вниз и т.д.

6. Найди букву среди графически сходных. Предлагаются ряды букв (это по Ананьеву).  

Л М

А Д

Л Д

В Р

В З

Г Е

Г Т

Г Б

И Н

П Н

В Б

Г П

 

7.Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

а б В Г

а б в г

А Б В Г

8. Обведи контуры букв Б О М

9. Допиши буквы

10. Конструирование букв из элементов.

11. Преобразование (добавь элементы, убавь и т.д. Р - В; Ж - К.

12. На какой предмет похожа буква О (обруч); Ж (жук); П (перекладина, ворота).

Знание закономерностей и симптоматики дислексии у различных групп детей позволяет правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексии.

Яндекс.Метрика