| Приемы, способствующие коррекции зрительного восприятия и пространственной ориентации при оптической дислексииАвтор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смещения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности зрительного и пространственного анализа, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных отношений. В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:
Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)С целью развития зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) предлагаются следующие задания: 1) назвать контурные изображения предметов (букв); 2) назвать недорисованные (буквы); З) определить правильное и зеркальное изображения букв /З - С/ 4) Определение правой и левой части разноцветных полосок: А) покажи полоску, на которой справа синий цвет; Б) назови цвет правой части полоски. 5) Составление разрезных на части картинок; 6) Срисовывание изображений из полуовалов и линий (сначала из 2 -3, затем 4-5 элементов); 7) Дорисование незаконченных контуров, кругов, треугольников.
Развитие зрительного мнезиса (памяти)1. Запомни 4-5 картинок (букв), найди их среди других 8-10. 2. Разложи 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись. 3. Игра « Чего не стало». Раскладываются 5 - 6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем убирают одну, а дети отгадывают, какой игрушки не стало. 4. Найди сочетания (или слово). Выбрать те, что написаны до черты
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтезаПространственная ориентация включает 2 вида ориентировок, тесно связанных между собой: 1) ориентировка на собственном теле; 2) ориентировка в окружающем пространстве. Приемы: 1. Покажи, какой рукой надо есть, писать, здороваться. Как называется эта рука? 2. Покажи левую руку. 3. Показать карандаш в левой руке (правой). 4. Напиши название буквы справа или слева от вертикальной линии. 5. Нарисовать букву под диктовку: 2 клетки вверх, вправо, вниз и т.д. 6. Найди букву среди графически сходных. Предлагаются ряды букв (это по Ананьеву).
7.Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом а б В Г а б в г А Б В Г 8. Обведи контуры букв Б О М 9. Допиши буквы 10. Конструирование букв из элементов. 11. Преобразование (добавь элементы, убавь и т.д. Р - В; Ж - К. 12. На какой предмет похожа буква О (обруч); Ж (жук); П (перекладина, ворота). Знание закономерностей и симптоматики дислексии у различных групп детей позволяет правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексии. |