Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Коррекция нарушения фонематических функций у умственно отсталых школьников

Автор: Найдёнова Юлия Владимировна,

учитель-логопед ГОУ ЛО "Приморская специальная школа-интернат" Ленинградская область., Выборгский район

 

Фонематическое восприятием или фонематический слух – это способность воспринимать и различать звуки речи. Нарушение фонематического восприятия вторично оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи умственно отсталого ребенка. Это замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка и затормаживает общее развитие речи. В свою очередь совокупность этих нарушений ведёт за собой большие трудности при овладении грамотой и грамматикой умственно отсталыми детьми.

В результате обследования фонематического восприятия учащихся 2-3 классов было выявлено:

1). Высокий уровень развития фонематического восприятия занимает – 0% учащихся.

2). Средний уровень – примерно 33% учащихся.

3). К низкому уровню развития фонематического восприятия - относятся 44 % учащихся.

4). Очень низкий уровень – 22 % учащихся.

Причём, изучение состояния фонематического восприятия у учащихся выявило что:

  • У всех учащихся имеются нарушения фонематического восприятия тех звуков, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи;
  • Учащиеся затруднялись выделить звуки из слова, определять последовательность звуков в слове, придумать слова с определенным звуком, сравнивать звуковой состав слов.
  • Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но и слов, включающих звуки, сходные с нарушенным по звучанию и месту образования. Звуки оказываются акустически недостаточно противопоставленными друг другу. Поэтому в письме звуки, обозначенные соответствующими буквами, заменяются и смешиваются чаще, чем звуки в произношении. В результате на письме у учащихся появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Например: (на доске)

1. Пропуски гласных букв (день – «днь»)
2. Пропуски согласных (между – «межу»)
3. Пропуски, наращения или перестановки слогов; (дорожке – «дожке»; тишина – «тишинына»)
4. Замена гласных в ударной позиции (задача – «задоча»)
5. Замена йотированных гласных (идёт – «идют»)
6. Замена согласных (картофель – «картовель», мебель – «небель», цветы – «чветы»)
7. Обозначение твёрдости-мягкости согласных – гласными (люди - «луди»)
8. Недописывание слов (мышка – «мышк»)
9. Замена, искажения слов (мишка - «книжка»)

Учащиеся с низким уровнем развития фонематического восприятии имеют трудности и при обучении чтения. Всё сказанное ещё раз доказывает важность максимального преодоления недостатков фонематического развития детей с нарушенным интеллектом.

В связи с этим, мне хотелось бы предложить учителям начальных классов следующие игры и упражнения по развитию фонематический функций:

1. Игра «Исправь ошибку». Эта игра помогает внимательно прислушиваться к словам. Для учащихся создаётся проблемная ситуация, например («посмотрите, как Незнайка написал слова, давайте поможем ему и исправим ошибки»). Ребятам предлагаются такие слова: «штул», «колова», «сапка». Детям необходимо записать слова правильно.

2. Игра «Четвёртый лишний». На доске картинки или слова:

Чашка, очки, туча, дом; дорога, доска, дуб, туфли;

Учащимся необходимо внимательно произнести и исключить лишнее слово.

3. Игра «Подбери рифму». Детям необходимо подобрать слову рифму, например, мышка – пышка, бочка – почка. Уточнить, как отличаются эти слова?+ также можно использовать игру «Доскажи словечко».

4. Игра «Спортсмены». Можно использовать на уроках физкультуры, на ритмике или как физкультминутку.

Учитель предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.

5. Игра «Подари картинку». Учащимся необходимо каждому животному «подарить» свою картинку. Например, (Обратить внимание детей, кто живёт в домике, послушать внимательно первый звук в слове Зайчик и подарить зайчику такие предметы, в названии которых есть звук З);

6. Упражнение «Зашифрованное слово». Учитель предлагает ребенку набор букв. Из данных букв ребёнок должен составить слово. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. (У, Б, Е, Ч, И, К, Н,).

7. Упражнение «Допиши слово». Учащийся должен дописать слово или вставить пропущенный слог. (Можно выполнять с опорой на картинку); До_га, __пуста; Таким образом можно проводить словарный диктант.

Яндекс.Метрика