Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Активизация познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания

 Автор: Головина Анастасия Ивановна, 

учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)


Познавательная деятельность – продукт усвоения социального опыта. В первый период своей жизни человеческое дитя – самое беспомощное существо в мире. Задумывались ли вы над тем, почему у человека такое длинное детство? Ворон живет 200-300 лет, а детство занимает у него всего несколько месяцев. Все птицы и звери обычно всего после нескольких месяцев детства становятся способны самостоятельно жить в своем зверином мире. А человеческое детство занимает годы, десятилетия. Нередко подготовка к полезной для общества деятельности составляет четверть жизни человека. Объясняется это тем, что у животных опыт предыдущих поколений закрепляется с помощью нервных механизмов, наследуется. Животное родиться с готовой схемой поведения, ему прижизненный опыт нужен лишь для приспособления этой схемы к конкретным условиям.

Человек же, став социальным существом, перешел на новый, социальный способ закрепления своего опыта – в предметах материальной и духовной культуры, в языке. Человек не скован наследственным опытом, его прогресс зависит не от биологических, а от социальных законов. И человек формируется только при наличии общественных условий жизни, без них человек не получается. Об этом красноречиво говорят те случаи, когда дети вырастают среди животных. В одном из журналов сообщалось, что в Индии, на одном из глухих полустанков, вблизи которого проходила волчья тропа, был найден мальчик в товарном вагоне 8-9 лет. Всем своим поведением он напоминал волчонка: издавал волчье рычание и вой, кусался, бегал на четвереньках, ел сырое мясо.

Об этом же говорят наблюдения над детьми родившимися слепоглухонемыми. Если с таким ребенком не проводится социальная работа, то он сам не сможет научиться сидеть, ходить и тем более говорить, мыслить, участвовать в сложных формах человеческой деятельности. Когда такой слепоглухонемой попадает в специальную школу, то работа с ним начинается с обучения его простейшим человеческим действиям: сидеть, стоять, ходить.

Все эти факторы говорят о том, что человек не приносит на свет никаких готовых форм поведения. Его развитие идет путем «усвоения» (присвоения) опыта, накопленного предыдущими поколениями. Поэтому человек так могуч, он стоит на плечах предыдущих поколений, используя их многовековый опыт. Человек не родиться с готовым логическим мышлением, с готовыми знаниями о мире. Но он и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы. Все это он усваивает в процессе жизни.

Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенной для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.

Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой способности каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроках.

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, организованные на достижении целей обучения. С помощью методов обучения реализуется образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

В определении метода следует определить три момента:

1) деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, показывает и т.д.

2) действия ученика, который слушает, списывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и приятна для нас. И очень часто результат воспитания и обучения оценивается именно так: Решил – молодец, ответил – хорошо, не учил – поставлю «2», не слушается – накажу. При этом не учитывается другая, скрытая глаз учителя и воспитателя внутренняя сторона поведения школьника, раскрывает сам процесс познания. Почему Катя на уроке внимательно слушает учителя, а Коля мешает классу, Саша понимает, а Дима сам усваивает, о чем говорит учитель, многие другие «почему?».

Осмысление учебного материала, желание понять, сосредоточиться, преодолеть себя – действия связаны с интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферами школьника, затронуты мысли и чувства, мотивы усвоения и учения, сферы мышления, психического проявления личности, о которых учитель имеет смутное представление. Очень часто педагог идет на ощупь в обучении, развивая личность ученика. А ведь именно в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности.

3) взаимодействие учителя и ученика. В последнее время широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества», где речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению цели всестороннего гармонического развития личности. Основа «педагогики сотрудничества» является гуманным отношением к ребенку.

Необходимо правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса. Планируя свой урок – согласно его задачам, содержанию, учитель подбирает такие методы и приемы, которые помогали бы развитию у ученика интереса к знаниям самостоятельности, создавали бы атмосферу заинтересованности, рождали бы чувства ожидания чего-то необыкновенного, загадочного, интересного. Ведь от уровня заинтересованности часто зависит характер, внимание ученика на уроке, его активность, творческий подъем, степень утомляемости и возбужденности и т.д. Для формирования познавательной активности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная практика.

Объяснительно-иллюстрированный рассказ, объяснение, опыты, таблицы, наблюдения – таким образом, этот метод способствует формированию первоначального разговора, которые способны пробудить воображение фантазию, мечту и т.д. И это достигается путем упражнений. Они разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. Так, на уроках русского языка используются грамматические и орфографические упражнения, для уроков математики – характерно решение задач и примеров, построение чертежей, для уроков географии и истории – работа с картами, на уроках физкультуры имеют место общеразвивающие упражнения, ритмические, дыхательные, на уроках труда применяются ознакомительные и тренировочные упражнения для отработки двигательных приемов.

Использование репродуктивных методов (воспроизводящих) содействует развитию учащихся, практических умений и навыков. При поступлении в школу у младших школьников кисть руки еще не окрепшая, мышцы развиты не достаточно, координация движения несовершенна. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, чтобы он свободно мог обращаться с различными предметами и инструментами (линейка, циркуль, ножницы), так же необходима тренировка – планомерная система упражнений. Это достигается путем репродуктивных методов. Но при этом может развивать мышление, соображение, наблюдательность и другие качества личности. Проблемно-поисковые методы служат развитию творческих способностей школьников, формированию мыслительных способностей.

В нашей школе проблемное обучение полном объеме не используется. Но, используя частично поисковую форму работу и приемы проблемного обучения можно повысить активность и самостоятельность при усвоении нового материала, развивать логическое мышление. В старших классах можно организовать проблемное изложение нового материала с помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием. С помощью умело поставленных вопросов, анализа материала, учитель подводит учащихся к «открытию» нового материала, закономерности.

При использовании объяснительно-иллюстрированного метода задача учителя состоит в том, чтобы вывести ученика из пассивного состояния. С этой целью учитель, например, просит учащихся по ходу его рассказа составлять план. Активность каждого школьника сразу возрастет: он сам вычленяет основные мысли из рассказа учителя, что требует определенной самостоятельности и интеллектуального напряжения. Или при изучении на уроке биологии строения цветка, листьев, корней учитель может предложить в ходе его рассказа отыскать те или иные части, из которых состоит изучаемый предмет.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек и т.д.

В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцирует главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположенные, не могут оперировать усвоенными понятиями, поэтому учитель прибегает к таким приемам, как сравнение, сопоставления, обобщения – при помощи которых выделяют главные существенные черты и второстепенные. С понятием «метод», «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все то, что помогает учителю и учащимся. Это – слово учителя, учебники и учебные пособия, учебная литература, ТСО, наглядные пособия, учебное и литературное оборудование.

Для успешного обучения учителю нужно не только знать свой предмет, но и очень хорошо владеть методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства обучения.

В связи с этим можно сделать два вывода:

1) познавательные интересы учеников, их устойчивость и глубина неразрывно связаны с характером учебно-воспитательной работы в различных классах и по разным предметам.

2) интересы, возникшие у школьников в процессе педагогического воздействия, приобретают все большую устойчивость в зависимости от творческого повседневного труда учителя и учащихся, сочетания классных и домашних заданий, методов работы учителей, сформированной привычки учащихся к систематическому умственному труду.

 

Всякое знание считается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению

Н.А.Умов

Яндекс.Метрика