Программа работы по формированию связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр
Автор: Кирина Любовь Валериевна,
учитель-логопед ГБОУ д/с комбинированного вида №1524 г. Москва
Пояснительная записка
Общение для человека является важной частью его жизни. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. А для этого необходим достаточно высокий уровень сформированноcти связной речи и коммуникативных способностей.
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Этой проблемой занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и другие.
Значительное ухудшение социально-экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно привело к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье ребенка: резко возросло число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями. Особую категорию среди них составляют дети с интеллектуальными нарушениями. Причины уязвимости таких детей лежат в дисгармоничном развитии ряда психических функций, в том числе и речевой деятельности. Актуальным в связи с этим является наиболее ранняя и своевременная работа по развитию речи, коммуникативных умений и навыков у детей с различными нарушениями в развитии.
С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Фразовая речь, формирующаяся у некоторых детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи.
Е.А. Юзбекова отмечает, что игровая деятельность, в тех формах, в каких она существует в раннем детстве, в старшем дошкольном возрасте не перестает утрачивать свое развивающее значение. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
С.А. Игнатьева подчеркивает, что наиболее эффективным инструментом формирования коммуникативных способностей в дошкольном возрасте является игра, в частности сюжетно-ролевая. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Эти игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. А главное, такие игры способствуют их психическому и интеллектуальному развитию.
Проведенная работа по диагностике детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста показала, что дети имеют низкий уровень сформированности связной речи. Страдает как монологическая, так и диалогическая форма речи. При диагностике использовался метод рассказа описания предмета или графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо предложения в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов. Следовательно, дети нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих успешное развитие речевой деятельности и формирования коммуникативных способностей.
Логопедическую работу по развитию связной речи я начала с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения и поэтому основным средством я выбрала сюжетно-ролевую игру. Далее, с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями была разработана программа. Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления. Вся программа состоит из игр, которые проводятся в течение 5-ти недель. Занятия будут проходить 2 раза в неделю в вечерние часы. Продолжительность групповых занятий будет составлять 35 – 40 минут. Так же необходимо отметить, что учитывая сложную структура дефекта детей и неоднородность группы, при реализации этой программы предполагается активное сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей группы по организации самого процесса игры.
Распределение сюжетно-ролевых игр по занятиям указано в программе.
Перспективное планирование по формированию связной диалогической речи у детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста
Этапы |
Содержание |
I этап – подготовительный. Цель – знакомство и установление эмоционального контакта с детьми. |
Сюжетно-ролевая игра «Угощение» Сюжетно-ролевая игра «Медвежата» |
II этап – основной. Цель – формирование связной диалогической речи и выработка коммуникативно-речевой активности детей. |
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Сюжетно-ролевая игра «Веселая поездка» Сюжетно-ролевая игра «В магазине» |
III этап – заключительный. Цель – закрепление полученных умений и навыков. |
Сюжетно-ролевая игра «Айболит» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Сюжетно-ролевая игра «Строители» |
Содержание программы
На подготовительном этапе эксперимента основная цель – установление эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Для этого мы используем такие несложные по своему сюжету игры как «Угощение» и «Медвежата». На наш взгляд, эти игры помогут установить контакт с детьми, преодолеть трудности, которые вполне закономерно могут возникнуть в процессе общения с ними, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе. Далее вы можете ознакомиться непосредственно с целями и ходом представленных ранее игр.
Игра: «Угощение»
Цель – формирование у детей речевой активности
Оборудование – предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки
Игровые роли – повара
Ход игры: Педагог включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними (побуждает детей к речи), погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть». Дети разговаривают каждый со своей игрушкой. «Оказывается, что они действительно голодны». После этого педагог предлагает «успокоить» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду? А что вы будете готовить?». Дети отвечают на вопросы воспитателя. Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает. Так, по очереди, каждому ребенку воспитатель дает по собачке и способствует проявлению речевой активности. Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?». Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.
Игра: «Медвежата»
Цель – развитие у детей способности отвечать на вопросы, правильно вести диалог
Оборудование – игрушки, конфеты, печенье, фрукты, пирог
Игровые роли – медвежата
Ход игры: Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, педагог говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Сейчас мы превратимся в медвежат. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог?» Воспитатель, задает вопросы, тем самым побуждая детей к речевым высказываниям и ведению диалога: «Ты медвежонок? А как тебя зовут? Ты наверное уже большой медвежонок, а сколько тебе лет? Чем ты любишь заниматься? (играть, рисовать, гулять). А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».
Затем педагог предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Раздавая пирог, воспитатель побуждает ребенка самостоятельно попросить кусочек. Далее приговаривает: «Этому медвежонку кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!». В конце дети должны поблагодарить медведицу.
Цель основного этапа заключается в том, чтобы сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью связную диалогическую речь и выработать коммуникативно-речевую активность детей. На втором этапе занятия предполагали речевую активность детей. Для достижения этой цели мы используем игры «Скорая помощь», «Семья», «Детский сад», «Веселая поездка», «В магазине». Некоторые из перечисленных игр должны быть знакомы детям, что должно положительно сказываться на дальнейшем развитии сюжета.
Игра: «Скорая помощь»
Цель – формирование коммуникативных способностей у детей
Оборудование – марля, бинты, ленты, бумага, карандаш, игрушечные медикаменты, телефон
Игровые роли – врач, медсестра, больные
Ход игры: Дети находятся в разных частях комнаты или площадки. Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону "скорую помощь". Через три минуты появляется доктор с игрушечными медикаментами и оказывает больному первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы. Больной рассказывает о своей болезни, жалуется. При необходимости, "больного" направляют на лечение в "больницу". В больнице в игру вступает медсестра. Ухаживая за больным, она так же ведет активный диалог с больным.
Игра: «Семья»
Цель – формирование коммуникативно-речевой активности детей
Оборудование – кукла, мебель для оборудования комнаты кукле, посуда
Игровые роли – мама папа, дедушка, бабушка, дети, гости
Ход игры: Сначала педагог проводит беседу в присутствии других детей с недавно переболевшем ребенком - о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его.) Так же можно прочитать книгу А. Барто «Младший брат». Обсудить прочитанный рассказ. Далее начинается сюжетно-ролевая игра. Дети берут на себя роли либо самостоятельно, либо воспитатель сам распределяет роли в зависимости от речевых возможностей детей. Дети обыгрывают сюжет обычного дня – мама с ребенком дома, папа уходит на работу. В это время мама занимается делами по дому, ухаживает за ребенком. По мере развития сюжета можно увеличить количество ролей (гости, дети).
Игра: «Детский сад»
Цель – побуждение к активной речевой деятельности
Оборудование – различные мягкие игрушки, детская посуда, кроватки и коляски для кукол
Игровые роли – воспитатели, няни, дети, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию
Ход игры: Педагог совместно с детьми распределяет роли "воспитателей" и "нянь", а кто-то будет "музыкальным работником". Кукол озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек – все идет по порядку. События развиваются как в обычном садике:
1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.
2. Завтрак.
3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание и т. п.).
4. Прогулка.
5. Обед.
6. Тихий час (для кукол). Девочки исполняют колыбельные песенки, рассказывают сказки.
7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.
8. Полдник.
9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.
Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или старшего повара), это необходимо для продуктивной игры и развития более интересного сюжета. Как правило, дети очень хорошо самостоятельно развивают сюжет, помощь взрослого заключается в том, что необходимо координировать ход самой игры, поддерживать инициативу других детей и доброжелательную атмосферу.
Игра: «Веселая поездка»
Цель – формирование речевой активности
Оборудование – стулья, скамейки, коробки, билеты, сумка, игрушечная посуда
Игровые роли – машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в вагоне-ресторане
Ход игры: Детям надо представить себя работниками железной дороги. Но сначала необходимо провести предварительную беседу о том, что такое железная дорога, кто на ней работает, ездили ли они в поезде, что они знают об этом. В зависимости от того, кто из детей больше ориентируется в данной теме распределяются роли. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок. "Машинист" ведет состав и объявляет названия станций. "Проводники" проверяют наличие билетов, рассаживают "пассажиров", разносят чай. "Дорожный патруль" следит за порядком. Воспитатель в ходе игры предлагает каждому ребенку в пути рассказать какую-либо веселую историю или исполнить песенку. Во время таких действий дети вступают в речевую коммуникацию. Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в этой игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание больше общаться друг с другом, узнавать что-то новое в ходе беседы. Игру можно дополнить. Вместо билетов пусть ребята приобретут по купону "на одну приятную услугу". Каждый, кто нуждается в посторонней помощи, должен поднять купон вверх. Тогда остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут помочь. Тот, кто выполнит просьбу, получает купон от того, кто нуждался в помощи. А ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь помочь. Купоны изготавливаются из картона и на каждом делается надпись: "За исполнение одного хорошего поступка". Это выступает дополнительным стимулом для большинства детей.
Игра: «В магазине»
Цель – развитие и формирование диалогической формы речи у детей
Оборудование – строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, , касса, витрина, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки, вывеска со словом «магазин», деньги, чеки, табличка со словом «касса»
Игровые роли – продавец-кассир, покупатели
Ход игры: Начать занятие можно с рассмотрения иллюстрации на тему: «В магазине». Рассматривая картину, педагог задает наводящие вопросы, обращая внимание детей на смысл деятельности продавца-кассира и покупателей их взаимосвязь в процессе этой деятельности. Показывая детям картину, воспитатель может ставить им не только такие вопросы, как: «Что делает, девочка?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делала, девочка раньше?» (платила деньги в кассу, получала покупку) и т. д. Отвечая на такие вопросы, ребята уже могут использовать не только то, что непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из своего личного опыта. Педагог сдвигает столики, которые образуют собой прилавок, на котором должны быть красиво разложены всевозможные предметы, игрушки. Далее начинается игра. Раздав детям кошельки с деньгами, воспитатель сообщает, что открылся новый магазин, где продаются игрушки, и предлагает ему пойти туда. В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель или один из детей). Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько он стоит. Заплатив в кассу названную продавцом сумму и взяв чек, покупатель отдает его продавцу и получает у него свою покупку . На следующий день в магазине нужно продавать что-нибудь из нового ассортимента, например различные самоделки, которые дети изготовили на занятиях. Педагог назначает продавцом кого-нибудь из детей, а сам берет на себя роль одного из покупателей, но и в новой роли он направляет ход игры. Дальнейшее развитие игры может идти по линии изменения профиля магазина или по линии включения этой темы в другие игровые темы. Со временем в магазине покупателей становится все меньше и меньше. Продавцу явно надоедает украшать витрину, вытирать кассу и она объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает на кассе дощечку и уходит.
На заключительном этапе мы используем такие виды сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствовать дальнейшему развитию связной речи («Айболит», «Автобус», «Строители»). Эти игры предполагают активного включение в работу (особенно в игре «Айболит», т.к. эта игра является видоизмененной игрой «Скорая помощь»).
Игра: «Айболит»
Цель – побуждение к речевой коммуникации
Оборудование – халат доктора, марля, бинты, ленты, бумага, карандаш, игрушечные медикаменты, куклы, мягкие игрушки животных
Игровые роли – доктор Айболит, медсестра, больные
Ход игры: Воспитатель напоминает детям произведение К. Чуковского «Айболит». Дети обсуждают и вспоминают основной сюжет. Далее непосредственно переходят к активной сюжетно-ролевой игре, где больные сами приходят к доктору, приводя с собой кукол, животных. По мере развития сюжета игры детям приходится вступать в речевую коммуникацию. Доктор так же продолжает проводить осмотр и лечить больных. Во время первой игры роль врача воспитатель дает более активному ребенку. Воспитатель старается показать детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, ребенок разговаривает с пациентами, тем самым дети ведут необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направляет многие игровые действия. Позднее воспитатель уже может поручить роль врача и сестры другим детям группы. Сам же может играть роль одного из больных, тем самым он старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами.
Игра: «Автобус»
Цель – развитие и закрепление коммуникативных способностей
Оборудование – стульчики, строительный набор, руль, куклы, кошельки, сумки, деньги, билеты
Игровые роли – водитель, кондуктор, пассажиры
Ход игры: Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем — место водителя. Перед водителем — руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Переходим к самой игре. Попросив водителя занять свое место, кондуктор (один из наиболее активных детей) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми (дети с куклами) он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия («У вас на руках сын. Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.), тем самым побуждая детей к речевой деятельности. Педагог направляет игру, став теперь одним из пассажиров. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе. В следующий раз роль кондуктора воспитатель может поручить уже другому ребенку. Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять автобус, воспитатель напоминает об этом, причем, не нарушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в аптеку. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет».
Игра: «Строители»
Цель – закрепление коммуникативных умений и навыков
Оборудование – строительный материал, машины, куклы, игрушки-животные
Игровые роли – строитель, шофер
Ход игры: Сначала с целью уточнения знаний о строителях воспитатель может организовать рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций из журналов на тему строительства. Затем педагог может предложить детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики». Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые, а сверху красные». Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в полосатой рубашке, который привез на грузовике кубики. В заключение дети слушают следующий рассказ. «Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. Бип-бип! — сигналит он детям. — Я вам еще кубиков привез». После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру. Если дети затрудняются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для куклы Тани дом? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность детям играть самостоятельно. Далее по мере развития игры, можно дать роли строителей нескольким детям.
В настоящее время работа по формированию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на стадии апробации. Мы надеемся, что ее эффективность будет убедительно подтверждена.
ЛИТЕРАТУРА
1 Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М., 1999.
2 Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
3 Катаева, А А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителя. М., 2001.
4 Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2006.
5 Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2003.