| Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 мл. гр. коррекционного детского садаТема: «В гости к бабушке Маше»Автор: Бокова Лина Илгизовна,
Цели:
Приблизительный пассивный и активный словарь: деревня, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, помидор, свёкла, овощи, сажать, поливать, зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, круглый, овальный, дерево, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан, фрукты, сладкий, кислый, спелый. Оборудование: шнуры для обозначения мостика, конверт с загадками и отгадками, игрушка- бабушка, 2 корзины, муляжи овощей и фруктов, 2 фланелеграфа, картинки для них, разрезные картинки, картинки- тени овощей и фруктов. Предварительная работа:
Ход занятия:
1 Оргмомент. Здравствуйте, ребятки! Как у вас дела? Вы сегодня не замёрзли когда шли в садик? Ведь на улице у нас какое время года? (осень). Правильно. Ребята, а давайте покажем, как дует сильный ветер осенью, а как слабый ветерок? Ребята, я хочу пригласить вас отправиться со мной в деревню, где вас ждёт очень хорошая бабушка, она хочет похвалиться тем, что она вырастила. Хотите попасть к бабушке в гости ? (да). Тогда в путь! (Заранее выкладывается на полу мосточек с помощью двух шнуров. Идут по мосту друг за другом. Читается рифмовка, одновременно выполняются движения в соответствии с текстом): По мосточку мы идём, В речку мы не упадём. По дорожке побежали И в деревню мы прибежали.
2 Отгадывание загадок. Ну вот мы и пришли к бабушкиному дому.(Становятся перед дверью). А теперь давайте медленно постучим (согнутым указательным пальцем по двери сначала тихо, а потом громко, а потом кончиками всех пальчиков. Пробуют открыть дверь , а она не открывается ,вдруг в двери находят конверт с загадками). Ребята, посмотрите тут какой- то конверт, давайте посмотрим что в нём. Да здесь волшебные загадки, если они будут отгаданы, то дверь откроется. (Читаются загадки, если дети затрудняются ответить показывается отгадка на картинке): Я длинный и зелёный, Само в кулачок, красный бочок. Вкусный и солёный, Тронешь пальцем- гладко, Вкусный и сырой А откусишь- сладко. Кто же я такой? (Огурец) (Яблоко) Уродилась я на славу Голова была кудрява, Кто любит щи- меня ищи. (капуста) Красная девица, Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) После разгадывания загадок дверь открывается. Посмотрите, вот мы и пришли к бабушке. (перед детьми на стульчике сидит бабушка, игрушка). Ребята, давайте с ней поздороваемся:- Здравствуй, бабушка! Бабушка: Здравствуйте, ребятки!
3 Артикуляционная гимнастика. Ребятки, давайте встанем к зеркалу и покажем бабушке, как мы умеем играть с язычком. Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки) С ними худые- лишь кожа да кости (втягиваем щёки) Бабушка милая всем улыбнулась (губы в широкой улыбке) Расцеловать она всех потянулась (губы тянутся трубочкой) Утром проснулись- в улыбочку губы (снова широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) А потом и нижние зубки (повторение этих же движений в положении за нижними зубами) Бабушка: Ой, какие молодцы! А пока я вас ждала , полюбуйтесь- ка сюда, Что для вас я собрала. Вы на коврик все садитесь Рассмотрите, не ленитесь!
4. Расширение словарного запаса. Посмотрите, что нам бабушка приготовила (перед детьми две корзины, одна с овощами, другая с фруктами. Каждая корзина рассматривается, называется каждый овощ и фрукт в отдельности, а также обобщённым словом.).
5. Мимические упражнения. Называются качественные признаки фруктов. Одновременно выполняются мимические упражнения при их рассматривании: - представьте, что кушаете вкусный, сладкий банан; - представьте, что кушаете кислый лимон; - представьте, что вы почувствовали приятный запах варенья из груши; - представьте, что апельсин упал с дерева вам на голову; - представьте, что вы откусили яблоко и увидели там червяка, который грызёт яблоко изнутри;
6. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. При рассматривании овощей: - Что это?- Огурец. Это большой огурец, а вот маленький, а как мы его назовём?- огурчик…(Преобразовывать каждый овощ)
7. Дифференциация овощей и фруктов. Логопед вдруг видит, что перепутала овощи и фрукты между собой, теперь их надо снова разложить по корзинкам. Ой, ребятки, что же делать? Перепутала я всё. Бабушка, наверно нас будет ругать, Нужно, детки, всё обратно собрать. Фрукты соберём туда, ну а овощи сюда. - Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
8. Физминутка. А теперь мы дружно встанем и немножко поиграем, Урожай у нас не плох, ждёт нас всех игра «Горох»! (показывается картинка с изображением гороха) Дом зелёный тесноват, узкий, длинный, гладкий. ( дети идут в хороводе) В доме рядышком сидят круглые ребятки. ( дети садятся на корточки) Осенью пришла беда- треснул домик гладкий. Поскакали кто куда круглые ребятки! ( дети разбегаются)
9. Дидактическая игра «Чего не стало?». На одном фланелеграфе прикрепляются несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это грядки в огороде, на которых должны расти овощи ( морковь, редис, капуста).На втором фланелеграфе прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев, на каждом должны расти фрукты(яблоко, груша ,слива). Внизу грядок – ведро, внизу деревьев- корзина.. Бабушка: Фрукты, овощи возьмите, куда надо посадите! Каждый ребёнок выбирает себе фрукт или овощ и садит на соответствующий фланелеграф. После того, как всё посажено: - Ребята , посмотрите, что растёт на грядках? -…Как мы назовём это одним словом? (овощи) - А теперь посмотрите, что растёт на деревьях? -…Как мы это назовём одним словом? (фрукты). А теперь закройте глаза и посмотрите, что изменилось. (В это время убирается овощ с грядки и вставляется в ведро, тоже самое с фруктами, дети должны назвать что исчезло с грядки и появилось в ведре и что исчезло с дерева и появилось в корзине) .Требовать от детей полного ответа. Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились. А вы знаете, бабушка мне рассказала, чтобы созрел хороший урожай, за овощами и фруктовыми деревьями надо ухаживать: поливать, рыхлить землю (показ жестами). 11. Итог занятия. Ну что, ребята, понравилось вам у бабушки в гостях? А давайте вспомним, чем сегодня интересным мы с вами занимались в гостях? - отгадывали загадки, помогали бабушке складывать в корзинки овощи и фрукты, садили овощи на грядки, а фрукты вешали на деревья и т. д.. Вы бабушке тоже очень понравились. И она приготовила для вас гостинцы.(выставляется разнос с коробочками сока). Вы любите пить сок? Я сейчас раздам вам картинку, а вы должны угадать, какой фрукт или овощ за ней спрятан, а потом найдёте этот же фрукт или овощ на коробочке с соком и это будет ваш подарок от бабушки ( каждому даётся картинка с изображением тени того или иного овоща, фрукта.) |