Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 мл. гр. коррекционного детского сада

 Тема: «В гости к бабушке Маше»

Автор: Бокова Лина Илгизовна,
учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14 «Дельфин» г. Трёхгорный, Челябинская область

 

Цели:

  • закрепление названий овощей и фруктов;
  • закрепление качественных признаков овощей и фруктов, употребление их в активной речи в правильной грамматической форме;
  • воспитание слухового внимания;
  • обучение ответам на вопросы полным предложением;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • совершенствование мелкой моторики рук, мимики, дыхания.

Приблизительный пассивный и активный словарь: деревня, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, помидор, свёкла, овощи, сажать, поливать, зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, круглый, овальный, дерево, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан, фрукты, сладкий, кислый, спелый.

Оборудование: шнуры для обозначения мостика, конверт с загадками и отгадками, игрушка- бабушка, 2 корзины, муляжи овощей и фруктов, 2 фланелеграфа, картинки для них, разрезные картинки, картинки- тени овощей и фруктов.

Предварительная работа:

  • знакомство с овощами и фруктами, их качественными признаками, используя муляжи, предметные картинки, натуральные овощи и фрукты;
  • рассматривание серий сюжетных картин, с изображением огорода, фруктового сада;
  • чтение стихотворений: «Огород», «Фруктовый сад»; отгадывание загадок;
  • беседа о том, что и за овощами и за фруктами необходимо ухаживать, чтобы уродился хороший урожай;
  • закрепление материала в домашних заданиях (пальчиковая гимнастика, стихи, загадки, раскрашивание овощей и фруктов).

 

Ход занятия:

 

1​ Оргмомент.

Здравствуйте, ребятки! Как у вас дела? Вы сегодня не замёрзли когда шли в садик? Ведь на улице у нас какое время года? (осень). Правильно. Ребята, а давайте покажем, как дует сильный ветер осенью, а как слабый ветерок?

Ребята, я хочу пригласить вас отправиться со мной в деревню, где вас ждёт очень хорошая бабушка, она хочет похвалиться тем, что она вырастила. Хотите попасть к бабушке в гости ? (да). Тогда в путь!

(Заранее выкладывается на полу мосточек с помощью двух шнуров. Идут по мосту друг за другом. Читается рифмовка, одновременно выполняются движения в соответствии с текстом):

По мосточку мы идём,

В речку мы не упадём.

По дорожке побежали

И в деревню мы прибежали.

 

2​ Отгадывание загадок.

Ну вот мы и пришли к бабушкиному дому.(Становятся перед дверью).

А теперь давайте медленно постучим (согнутым указательным пальцем по двери сначала тихо, а потом громко, а потом кончиками всех пальчиков. Пробуют открыть дверь , а она не открывается ,вдруг в двери находят конверт с загадками).

Ребята, посмотрите тут какой- то конверт, давайте посмотрим что в нём. Да здесь волшебные загадки, если они будут отгаданы, то дверь откроется.

(Читаются загадки, если дети затрудняются ответить показывается отгадка на картинке):

Я длинный и зелёный, Само в кулачок, красный бочок.

Вкусный и солёный, Тронешь пальцем- гладко,

Вкусный и сырой А откусишь- сладко.

Кто же я такой? (Огурец)

(Яблоко)

Уродилась я на славу

Голова была кудрява,

Кто любит щи- меня ищи.

(капуста) Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

После разгадывания загадок дверь открывается.

Посмотрите, вот мы и пришли к бабушке. (перед детьми на стульчике сидит бабушка, игрушка). Ребята, давайте с ней поздороваемся:- Здравствуй, бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, ребятки!

 

3​ Артикуляционная гимнастика.

Ребятки, давайте встанем к зеркалу и покажем бабушке, как мы умеем играть с язычком.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)

С ними худые- лишь кожа да кости (втягиваем щёки)

Бабушка милая всем улыбнулась (губы в широкой улыбке)

Расцеловать она всех потянулась (губы тянутся трубочкой)

Утром проснулись- в улыбочку губы (снова широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

А потом и нижние зубки

(повторение этих же движений в положении за нижними зубами)

Бабушка:

Ой, какие молодцы!

А пока я вас ждала , полюбуйтесь- ка сюда,

Что для вас я собрала.

Вы на коврик все садитесь

Рассмотрите, не ленитесь!

 

4. Расширение словарного запаса.

Посмотрите, что нам бабушка приготовила (перед детьми две корзины, одна с овощами, другая с фруктами. Каждая корзина рассматривается, называется каждый овощ и фрукт в отдельности, а также обобщённым словом.).

 

5. Мимические упражнения.

Называются качественные признаки фруктов. Одновременно выполняются мимические упражнения при их рассматривании:

- представьте, что кушаете вкусный, сладкий банан;

- представьте, что кушаете кислый лимон;

- представьте, что вы почувствовали приятный запах варенья из груши;

- представьте, что апельсин упал с дерева вам на голову;

- представьте, что вы откусили яблоко и увидели там червяка, который грызёт яблоко изнутри;

 

6. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

При рассматривании овощей:

- Что это?- Огурец. Это большой огурец, а вот маленький, а как мы его назовём?- огурчик…(Преобразовывать каждый овощ)

 

7. Дифференциация овощей и фруктов.

Логопед вдруг видит, что перепутала овощи и фрукты между собой, теперь их надо снова разложить по корзинкам.

Ой, ребятки, что же делать? Перепутала я всё.

Бабушка, наверно нас будет ругать,

Нужно, детки, всё обратно собрать.

Фрукты соберём туда, ну а овощи сюда.

 - Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

 

8. Физминутка.

А теперь мы дружно встанем и немножко поиграем,

Урожай у нас не плох, ждёт нас всех игра «Горох»!

(показывается картинка с изображением гороха)

 Дом зелёный тесноват, узкий, длинный, гладкий.

( дети идут в хороводе)

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

( дети садятся на корточки)

Осенью пришла беда- треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда круглые ребятки!

( дети разбегаются)

 

9. Дидактическая игра «Чего не стало?».

На одном фланелеграфе прикрепляются несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это грядки в огороде, на которых должны расти овощи ( морковь, редис, капуста).На втором фланелеграфе прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев, на каждом должны расти фрукты(яблоко, груша ,слива). Внизу грядок – ведро, внизу деревьев- корзина..

Бабушка: Фрукты, овощи возьмите, куда надо посадите!

Каждый ребёнок выбирает себе фрукт или овощ и садит на соответствующий фланелеграф. После того, как всё посажено:

- Ребята , посмотрите, что растёт на грядках? -…Как мы назовём это одним словом? (овощи)

- А теперь посмотрите, что растёт на деревьях? -…Как мы это назовём одним словом? (фрукты).

А теперь закройте глаза и посмотрите, что изменилось. (В это время убирается овощ с грядки и вставляется в ведро, тоже самое с фруктами, дети должны назвать что исчезло с грядки и появилось в ведре и что исчезло с дерева и появилось в корзине) .Требовать от детей полного ответа.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились. А вы знаете, бабушка мне рассказала, чтобы созрел хороший урожай, за овощами и фруктовыми деревьями надо ухаживать: поливать, рыхлить землю (показ жестами).

11. Итог занятия.

Ну что, ребята, понравилось вам у бабушки в гостях? А давайте вспомним, чем сегодня интересным мы с вами занимались в гостях?

- отгадывали загадки, помогали бабушке складывать в корзинки овощи и фрукты, садили овощи на грядки, а фрукты вешали на деревья и т. д..

Вы бабушке тоже очень понравились. И она приготовила для вас гостинцы.(выставляется разнос с коробочками сока).

Вы любите пить сок? Я сейчас раздам вам картинку, а вы должны угадать, какой фрукт или овощ за ней спрятан, а потом найдёте этот же фрукт или овощ на коробочке с соком и это будет ваш подарок от бабушки ( каждому даётся картинка с изображением тени того или иного овоща, фрукта.)

Яндекс.Метрика