Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 3-5 лет

(авторская разработка)

 АвторДолганова Светлана Сергеевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны

 

Пояснительная записка

 

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно , нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Направление дополнительной образовательной программы: создание условий для становления правильной речи как одного из важнейших факторов успешного развития личности.

Тема: развитие звуковой культуры речи как основы для успешного усвоения грамоты.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне , с учетом выросших интеллектуальных и речевых возможностей детей. По результатам обследования детей 3-5 летнего возраста были выявлены дефекты звукопроизношения и другие речевые нарушения, не соответствующие норме этого возраста. Эта проблема становится еще более актуальной в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства.

Программа рассчитана на 3-5 летних детей с нарушением речи и без таковых; разработана с использованием нетрадиционных приемов и методов (музыкотерапия, ароматерапия, нетрадиционные приемы рисования). Этот материал окажется тем более доступным, и безусловно полезным для дошкольников с различными нарушениями речи и тех детей с нормальным уровнем речевого развития, которые испытывают затруднения при обучении грамоте традиционными методами.

Все занятия составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Они состоят из нескольких частей связанных между собой общим содержание. Задачи развития звуковой культуры речи на данном возрастном этапе усложняются, распределяясь равномерно.

Цель: решение проблемы совершенствования развития звуковой культуры речи у дошкольников.

Задачи:

  1. ​ развивать артикуляционный аппарат.
  2.  развивать мелкую моторику.
  3.  развивать речевое дыхание.
  4.  формирование правильного звукопроизношения.
  5.  развивать восприятие речи.
  6.  воспитание интонационной выразительности речи.
  7.  развитие связной речи.
  8. ​ развитие словарного запаса.
  9. ​ развитие фонематического слуха.

 

Отличительная особенность состоит в том, что данная программа систематизирована, состоит из разделов и представляет собой комплекс занятий , служащих достижению единой цели. Сложность работы воспитателя в том, что он занимается не подгруппами, а со всеми детьми одновременно. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Здесь же эта проблема решается.

Весь материал изложен в стихотворной, игровой форме, занимателен и запоминается детьми.

Программа поможет достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, фонематического слуха, подготовит детей к обучению грамоте и вместе с тем сыграет профилактическую роль. Вся работа представлена в 4-х разделах:

1. Развитие восприятия речи.

2. Развитие речедвигательного аппарата.

3. Формирование произносительной стороны речи.

4. Воспитание интонационной выразительности речи.

Задачами первого раздела являются : развитие речевого слуха, развитие фонематического слуха, восприятие темпа речи и громкости голоса, развитие слухового внимания.

Задачами второго раздела являются:

-совершенствование артикуляционного аппарата (заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ; способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков);

-развитие речевого голоса (формирование основных качеств - силы и высоты);

-развитие речевого дыхания (научить малышей производить короткий, без напряжений мышц лица и шеи, вдох и плавно , бесшумно выдыхать через рот, вырабатывать достаточной силы выдох).

Задачи третьего раздела: воспитание правильного звукопроизношения, воспитание умеренного темпа речи.

Задачей воспитания интонационной выразительности речи: заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи.

 

Организация и методика проведения занятий

 

Во второй младшей и средней группе. Занятия по развитию звуковой культуры речи будут проходить один раз в неделю. Занятия по звуковой культуре речи состоят из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. В занятия включаются игры и упражнения, направленные на дифференциацию этих звуков на слух. Цель таких упражнений заключается в том, чтобы научить детей четко их произносить, т.е. упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух воспитанников.

В основной части занятия работа ведется по уточнению и закреплению звуков, а в заключительную часть включены игры и упражнения. Направленные на развитие голосового аппарата, речевого дыхания.

Учитывая, что трехлетние дети быстро устают и им трудно выдержать без движения 15-20 минут, в середине занятия устраивается физкультминутка. Детям предлагается поиграть, нередко с воспроизведением каких-нибудь звукосочетаний, например в курочек; в водителей автобуса и др. Используются игры на развитие мелкой моторики рук. Применяются элементы музыкотерапии.

Формирование правильного звукопроизношения во второй младшей группе осуществляется в следующем порядке. Сначала закрепляется произношение гласных: а, у, и, о, э, ы. Затем отрабатываются согласные: м-м*,п-п*,б-б*,т-т*,д-д*,к-к*,г-г*,х-х*,ф-ф*, в-в*,с-с*,з-з*,й; проводятся подготовительные упражнения по уточнению закреплению правильного произношения шипящих ш, ж, ч щ.

В конце каждого этапа организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух.

На закрепление каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие. Для отработки свистящих согласных, более сложных для произношения, требуется больше времени. для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность ( игрушки, картинки, воспроизведение на магнитофоне.)

Важным этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме. При этом обязательно фиксируется внимание детей на изучаемый звук.( произносить его в словах протяжно или громче других звуков).

Проводя игры и упражнения, нужно стремиться, предупредить у некоторых дошкольников возможные недостатки в усвоении звуков , например межзубное произношение т, д, с. з., для этого организуются дополнительные занятия, направленные на уточнение артикуляции звуков, на выработку правильного их произношения. Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток - чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков. Работа над дикцией осуществляется также при заучивании с детьми потешек, стихотворений.

Большое внимание уделяется развитию слухового восприятию, речевого слуха. В качестве упражнений малышам предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов. Организуются игры, направленные на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей и т.п.

Дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно вычленять из слов звуки. Поэтому, проводя занятия по закреплению звука, используются слова, где есть этот звук, акцентируя на нем внимание детей. В результате этой работы малыши не только приобретают умение узнавать какой звук есть в слове, но и выделять его голосом.

В конце учебного года, закрепляя свистящие согласные с и з, детям предлагается уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие этих звуков в заданных словах. На том же речевом материале дети упражняются в произнесении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе.

Громкость, плавность речи во многом зависят от состояния речевого дыхания. Детям даются различные задания на развитие речевого дыхания, проводятся дыхательные упражнения.

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах. На пятом году жизни у большинства детей ( при систематических занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка.

Формирование правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с грпппой свистящих с(с*), з(з*), ц, затем шипящих (ш, ж,ч,щ) и звуков л(л*),р (р*).На закрепление каждого звука проводится примерно 2 занятия. В начале учебного года воспитатель проводит игровые упражнения на закрепление произношения звуков «раннего онтогенеза»,которые изучались в младших группах. Занятия по уточнению и закреплению свистящих и шипящих звуков, а также л(л*), р (р*) проводится в течение всего учебного года. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их овладения, а также группы, к которой они относятся. На данном возрастном этапе продолжается работа по развитию у детей слухового восприятия и речевого слуха. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в процессе закрепления звуков. Воспитатель включает в занятие специальные игры и упражнения на узнавание звука в слове, на выделение группы слов тех, которые имеют заданный звук, на подбор игрушек и предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.

В работе по развитию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода, аудиозапись и пр. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания .Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.

Занятия проводятся с учетом уровня сформированности звуковой стороны речи детей, т.е. материал подбирается с учетом того, какой раздел звуковой культуры речи менее всего ими усвоен. Планирование работы по развитию общих речевых навыков маленьких детей рассчитано на 8-месячное обучение.

Сентябрь

3-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Осенние цветочки».

Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3-5 раз).

2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой.

3. Развитие мелкой моторики: гладить животных (мягкие игрушки).

4. Развитие чувства ритма : слушать и повторять звуки буна, барабана ( х-хлопок, х-хх,хх-х и т.д. с постепенным усложнением элементов).

5. Развитие понимания речи: запомнить название игрушки, части тела.

6. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи.

На большом диване в ряд(попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино(поочередно сгибать пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

1.2,3,4,5-помогаем нашей Тане.(поочередно разгибать пальчики)

Мы игрушки сосчитать.

4-я неделя.

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение «Узнай овощ».

На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает на руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают овощи на вкус, лизнув кончиком языка. Затем все по очереди логопед завязывает глаза, дети должны по запаху узнать предложенный овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

2. Развитие артикуляционной моторики : «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо- влево, снова спрятался в домик».

Упражнения «Футбол», »Чистим зубы».

3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки сделать круговые движения на левой ладони:

«Ладушки, ладушки,

Где были? » - у бабушки».

Ладушки, ладушки,

Звонкие хлопушечки.

Хлоп-хлоп-хлоп.!

Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 10раз)

А ) ладонями вверх)

Б) ладонями вниз

В)обеих рук одновременно.

Г)правой и левой по очереди.

Вращение кистями рук(по 10 раз).руки в стороны.

А)В правую.юзатем левую. Сторону

Б) вовнутрь(Обеими кистями)

В) наружу.

Соприкосновение подушечек пальцев-«пальчики здороваются».

А )Пальцы правой руки с большим пальцем правой руки.

Б) Затем пальцы правой руки с пальцами левой.

4. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки :барабан, дудочка, бубен); узнавать звучание барабана среди других инструментов.

5. Развитие понимания речи: назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них.

6. Физминутка Координация слова с движениями, активизация в речи глаголов соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

В огород пойдем, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем (тащат)

И картошки накопаем. ( копают)

Срежем мы кочан капусты, (срезают).

Щавеля нарвем немножко . (рвут)

И вернемся по дорожке. ( идут на свои места)

7. Развитие чувства ритма.

 

3 урок.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Узнай фрукт».

Логопед приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают, нюхают, запоминают ароматы. затем всем по очереди завязывают глаза и предлагают узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминают, как делается глубокий , длительный вдох; следит чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.

Закрепление названий овощей и фруктов- игра с муляжами « Четвертый лишний»

Логопед: ребенок:

яблоко, груша, тыква, банан тыква. Лишня

чеснок,картошка, редиска, арбуз арбуз

кабачок,банан, морковь банан

абрикос, персик, огурец, слива огурец

Игра на развитие внимания и памяти «запомни, повтори!»

Тыква-айва-банан-дыня (менять порядок слов)

 

2. Артикуляционная гимнастика: «Надуть щечки» (щечки толстые - худые).Отработка упражнений «Почистим зубы»,»Футбол».карточка на звук С.

3. Массаж рук «Щелчки» ( по 10раз)

«Коготки»-сильное полусгибание и разгибание пальцев .

«Ножницы»-разведение пальцев в стороны

4. Понимание речи. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей (сухие – мокрые), используются миски с теплой и холодной водой.

5. Имитация движений.

Упражнение « Умывание».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки блестели,

Чтобы глазки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

6. Развитие чувства ритма.Физ.минутка.

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою…топ!

 

4 урок.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Ветерок».

Подуть на веточку с листочками:

Очень жаркий день-денечек,

Дунь,- подунь мой ветерочек.

Ветерочек - ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок.

2. Артикуляционная гимнастика: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [а].

Упражнение «Птенчики».(сюжетная картинка)

Кушать птенчики хотят,

маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят!
мама зернышко несет.

Открывайте шире рот!

Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию. Логопед кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит : АМ!»

Воспроизведение слоговых рядов:

Ап-уп-ип

Уп-ип-ап

Ас-ис-ус

Ус-ис-ас

3. Развитие слуха на неречевом материале.

В трех одинаковых бутылочках - горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой бутылочке.

4. Понимание речи.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий ( спит, ест, едет, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, подает, везет.)

Затем дети показывают эти действия на картинках, называют и выполняют их по просьбе логопеда; определяют по имитации, кто что делает (символический праксис ).

5 .Развитие моторики.

«Щелчки» ( по 10 раз)

«Коготки»-сильное полусгибание и разгибание пальцев .

«Ножницы»-разведение пальцев в стороны

6. Развитие чувства ритма.

Этот пальчик в лес пошел.(мизинец)

Этот пальчик гриб нашел.(безымянный)

Этот пальчик гриб помыл(средний)

Этот пальчик гриб сварил (указательный)

Этот пальчик взял все съел (большой)

Видишь как он потолстел!

 

5урок.

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

Игра на дудочке.(надуваем шарики).

Упражнение «Насос» -делаем имитацию движения нработы с насосом. При этом произносить сссссссс

Проговаривание слов по карточке на звук С

2. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение « Язычок гуляет».

Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный на нижней губе); в домик спрятался опять ( язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

Упражнения: «Трубочка»,»Улыбка»зубы при этом сомкнуты.,»Футбол».

3. Развитие мелкой моторики с использованием различных поверхностей. На столе миска с теплой водой. Вата (губка), жесткая щетка.

Логопед действует рукой ребенка, хлопает поочередно по воде, вате, (губке), жесткой щетке, сопровождая словами :» Хлоп! Хлоп! Моя рученька!»

Упражнение «Замок».-ладони вместе, пальцы переплетены.

Упражнение «Фонарики»-вращение свободными кистями рук….

«Щелчки» ( по 10 раз)

1. Понимание речи. Различать понятия большой- маленький., используя знакомые игрушки.

2. Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу кто говорит.

3. Развитие мелкой моторики.

Будем мы варить компот(дети указательным пальцем правой руки мешают, рубят, крошат).

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить.

Грушу будем мы рубить.

Варим,варим мы компот,

Угостим честной народ.

7. Развитие чувства ритма.

На двери висит замок сожмите ладонь малыша в кулачок.

Кто открыть его ни смог? Повертеть кулачок в разные стороны

Поверетли, покрутили, постучали тук-тук-тук…похлопать ладонями

И открылся замок развести руки в стороны

 

6 урок.

1 Развитие плавного, длительного выдох: подуть на шарик, сдувать с ладони ватку или перышко и т.д.

2 .Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение « Лакание молочка».

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет.

Упражнение :»ФУТБОЛ», «ЧИСТИМ ЗУБЫ», «ЛОПАТКА»,»ВАРЕНЬЕ».

3. Понимание речи.

Понятия « громко - тихо».Игра со звучащими игрушками.

Воспроизведение слоговых рядов

Та-то-ту-ти

То-ту-ти-та

Ти-та-то-ту

Развитие внимания и памяти- игра» Запомни, повтори»

Утка - попугай – танк - петух

Постановка звука С. По карточкам.

4. Развитие мелкой моторики : удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – « птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие « бочки».

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик в лес пошел.(мизинец)

Этот пальчик гриб нашел.(безымянный)

Этот пальчик гриб помыл(средний)

Этот пальчик гриб сварил (указательный)

Этот пальчик взял все съел (большой)

Видишь как он потолстел!

 

5. Обучение пространственному расположению предметов, которые должны быть в привычных для детей местах: на столе, под столом, под шкафом и т.д.

Справа , слева.

6. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз (дети прыгают на носочках)

Капля два. Очень медленно сперва,(темп убыстряют)

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

 

7 урок.

1. Развитие глубоко вдоха, выдоха.

Упражнение « Сдувание снежинок»

С листа бумаги сдувать снежинки.

2. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «рыбак» ловить рыбок на удочку с магнитом.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

А) растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий.

Б) раскатать в ладонях из пластилина круг.

3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [и].

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

Упражнение « Лакание молочка».

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет.

Упражнение :»ФУТБОЛ», «ЧИСТИМ ЗУБЫ», «ЛОПАТКА»,»ВАРЕНЬЕ».

Работа по карточкам.постановка звука С. ( произношение в логах, словах)

4. Развитие понимания речи ( совершенствование словарного запаса).

На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по описанию ( у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный пластмассовый).

5. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: узнать бубен из ряда звучащих игрушек.

6. Развитие чувства ритма.

На двери висит замок сожмите ладонь малыша в кулачок.

Кто открыть его ни смог? Повертеть кулачок в разные стороны

Повертели, покрутили, постучали тук-тук-тук…похлопать ладонями

И открылся замок развести руки в стороны

 

8 урок

1. Развитие плавного, длительного выдоха. с помощью бумажных « снежных комочков» определять, чей комочек улетит дальше.

2. Развитие мелкой моторики с использованием « пальчикового бассейна».

Упражнение « Пальчики побежали» Опереть руки на дно бассейна; передвигаться по дну всеми пальчиками.

Упражнение «рыбак» ловить рыбок на удочку с магнитом.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

А) растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий.

Б) раскатать в ладонях из пластилина круг.

3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [о].

Упражнение « Шарик».

Используются теннисные шарики разного размера, что помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизации губной артикуляции.

Шарик губами возьми,

«О» тихонько протяни.

Воспроизведение слоговых рядов

По-то-ко-хо

То-ко-хо-по

Ко-хо-по-то

Автоматизация звука С В СЛОГАХ,
СА_СО_СУ_)СЫ
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ,

4. Развитие фонематического слуха на неречевом материале.

Действия с бумагой: встать спиной к логопеду, рассказывать, что он делает ( мнет, рвет бумагу ,листает книгу.

5. Развитие понимания речи. Формирование понятий о действии и предмете.Учить понимать вопросы :Г де? Куда? Откуда? На чем?,

тема:» Транспорт».помогающие определить местонахождение предметов. (покажи и скажи где лежит книга).

Игра :»ЛЕТАЕТ- не летает».если они летают дети машут руками,если нет- приседают.

Согласование количественных числительных и существительных. 1 утка, 2-утки, 3-,4,5,

Петух, попугай, танк.

6. Развитие чувства ритма.

 

9урок.

1. Развитие плавной, длительной воздушной струи.

Упражнение « чей паровоз громче и дольше гудит?»

Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем так делают дети, поочередно.(не надувая щек).

2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [ э].

Упражнение «Мишка».

Логопед вносит игрушку. Дети занимают положение « на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка.

«э-э как мишка, вы пропойте,

Ротик широко откройте.

Ваня с Мишенькой играет

И по комнате гуляет,

Как Мишутка напевает:

«э-э-э»

Игра «запомни-повтори»; оса-коса-касса-усы.

3. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Пальчиковый бассейн»

Достать со дна банки или чашки геометрические фигуры. захватив двумя пальцами.

4. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает : стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.

5.. Развитие понимания речи :»Домашние животные»

Предложить сесть на ковер тем детям, кто назовет что-нибудь живое.(рыбки, попугай, собака……..

Все, что само движется, ест, растет - живое.

Про живое мы спрашиваем Кто? Про неживое ЧТО?

Игра.

Если логопед называет живое, хлопнуть в ладоши,а если неживое-присесть.

6. Обучение различать основные цвета (красный, желтый, зеленый) действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место.

7. Развитие чувства ритма.

Заучивание чистоговорки:

Спит спокойно старый слон-стоя спать умеет он!

 

10урок.

Развитие плавного носового вдоха.

Упражнеиие « Ароматные коробочки».

Понюхать коробочки с апельсиновыми корочками, с сосновыми иголками или еловыми. Определить запах.

2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развить артикуляционный праксис звука [ у].

Упражнение « Слоник».

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука (у), выполняя упражнение « Дудочка».

Звук С-С-С длительно свистеть.

Проговаривание предложений со звуком С.

В саду стоит аист. Под кустом петух стоит. Петух поднимает хвост. За садом высокий мост.

3. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «солим воду, еду, салат, и.т.д.»