Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

АвторКрасакова Ольга Александровна,
учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

 

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия.

 

Пальчиковые шаги - Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам, ступенькам.

 

 Лабиринт - по нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

Улиточка - ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.

 

Тир - ребенок бросает шарик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Бусы - ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

 

 Пирамидка - ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кнопочки - ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопку». Сколько кнопочек - столько повторов.

 

Су-джок - ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику или катает игольчатый мячик в ладонях, отрабатывая речевой материал.

Счеты - ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

 

Ладошки. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

ЛОТО «ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»

В данном лото каждая карточка направлена на автоматизацию конкретного звука (с,з,ц,ш,ж,р,л) в определенной позиции (в начале слова, в середине, в конце).

СЧИТАЛКИ

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинку.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.

РЫБАЛКА

Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?

Спиной к детям стоит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки, отрабатывая трудные звуки. Водящий должен угадать, кто к нему подошел. Кто по голосу будет узнан, тот становится водящим.

Барашек, барашек,

Покажи рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога!

Угадай кто я?

 

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

 

Вот лягушка по дорожке

Скачет высунувши ножки,

Увидала комара,

Закричала ква-ква-ква!

РАССКАЗЫ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ

Автоматизация звуков в связной речи.

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Тишина

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

Колечко

Цель. Автоматизация звука ч во фразах.

Оборудование. Колечко.

Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.

Чай Танечке

Цель. Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование. Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

Пильщики

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука. 

Пила

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Треснула и стала,

Начинай сначала

Бараны

Цель. Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них {топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Открывайте ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны, Застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в ворота!

Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны. На луга, где трава, А на травушке роса.

Ворота. Еще рано вам туда, Не откроем ворота.


Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят.)

 

Яндекс.Метрика