| Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических категорий речи у детей старшей группы на тему:«Дикие животные. Дифференциация звуков С и Ш»Автор: Гаева Светлана Филипповна,
Цели: 1.Формировать представления о жизни животных зимой 2.Ознакомление с многозначными словами ( хвост) 3.Развитие лексико – грамматических категорий – образование и употребление относительных прилагательных. 4. Учить подбирать слова-признаки к существительным, спрягать глаголы прошедшего времени единственного числа, употреблять существительные в родительном падеже множественного числа 5.Научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками вы-, у-, по-, пере-, при-. 6. Развивать мелкую моторику и конструктивные умения и навыки. Оборудование: разрезные картинки, предметные картинки (животные, их детеныши, домики животных), игрушки- лиса, медведь, прищепки, паровоз, игра «Паровоз», мяч Словарь: Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, медвежата, волчата, лисята, бельчата, зайчата, хвост, морда, копыта, рога, когти, голки, грива, берлога, дупло, нора, Словарь признаков: короткий, серый, длинный, пушистый, рыжий, мягкий, коричневый, колючий Глагольный словарь: живет, прыгает, скачет, бежит, питается, прячется, боится, запасается, носит, спал, спала План занятия І. Организационный момент Игра «Найди свое место» ІІ. Основная часть. 1.Знайомство з темою. 2. Игра «Скажи, какой»(хвост) 3.Многозначность слова хвост 4. Игра «Кто где спал (спала)?» 5.Игра «Кто как передвигается» 6.Пальчиковая гимнастика 7.Физкультминутка 8. Различение звуков С - Ш 9. Игра «Мишка и лиса» 10. Игра с прищепками. ІІІ Заключительная часть. Ход занятияІ. Организационный момент Игра «Найди свое место» Логопед раздает детям картинки (хвост, морда). - Представьте, что мы попали в лес. Все звери испугались и спрятались. Одни хвостики и мордочки выглядывают. Отгадайте, чьи это хвостики, где соответствующая мордочка животного - и на том месте вы и сядете. ІІ. Основная часть. 1.Знакомство с темой. Дети отвечают на вопросы логопеда: Как вы думаете, какая тема нашего занятия? – Дикие животные. А почему они так называются? – Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилища, защищаются, заботятся о детенышах. 1 Игра «Скажи, какой»(хвост) Логопед просит детей посмотреть на хвостики и описать их – какой хвост: -у зайчика? – маленький, коротенький, серенький, заячий. -у лисы? – пушистый, длинный, красивый, лисий -у медведя? – короткий, круглый, мягкий, коричневый, медвежий -у волка? – длинный, пушистый, серый, волчий 3.Многозначность слова хвост. Логопед объясняет, что слово «хвост» имеет много значений и просит подумать, какие еще предметы можно назвать словом хвост (хвост – прическа для волос, хвост поезда, ходить хвостом - следом) 4. Игра «Кто где спал (спала)?» . Спряжение глаголов прошедшего времени единственного числа Дети составляют предложения по картинкам: -Волк спал в логове -Медведь спал в берлоге -Белка спала в дупле. -Лиса спала в норе. - Ежик спал под елкой. 5. Игра «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» - Закреплять навыка образования приставочных глаголов с приставками вы-, у-, по-, пере-, при-. Логопед дает задание - закончить предложение: Белка через ветки (что делает?) …перепрыгивает. Лиса из норы …. Выходит. Медведь в берлогу …..залезает. Зайка от волка …убегает Лось из леса … ушел. И т.д. 5. Пальчиковая гимнастика «Лисичка – сестричка» Лисичка – сестричка сидит под кустом. Лисичка – сестричка машет хвостом, А серенький зайка глядит из куста, У зайчика нету такого хвоста. Дети складывают пальцы и демонстрируют мордочки животных. «Игры зверят» Не знали медвежата, что колются ежата – кулачки – иголки И давай с ежатами играть, как с медвежатами – ладошки Вдруг медвежата- в слезы. –Ой, ежики, занозы – кулачки у глаз Испугались ежики, несут щипцы и ножики – бегут, режут И давай по штучке вынимать колючки – дергают
6. Физкультминутка с мячом «У кого что?» - употребление существительных в родительном падеже множественного числа Логопед бросает мяч ребенку и задает вопросы, а дети отвечают и возвращают логопеду мяч. У медведя есть рога? – у медведя нет рогов. У лисы есть копыта? – у лисы нет копыт. У зайчика есть иголки? – у зайчика нет иголок. У оленя есть когти? – у оленя нет когтей 7. Различение звуков [с], [ш]. Логопед объясняет: - Звук [с] (так течет вода) - - согласный, глухой, твердый. При произношении звука [с] — губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»; - звук [ш] (так шипит гусь) — согласный, глухой, твердый. При произношении звука [ш] губы округляются, язык поднимается кверху «чашечкой», дует «теплый» ветерок.
· «Слушай внимательно». Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ш], и опускают руку вниз, услышав звук [с]: ш-с...; слогов: -са-шу-ис-ош-...; слов: сок, шуба, песок, мыши...
8. Игра «Мишка и лиса» Нам прислали посылку, но мы должны отгадать дикое животное, в названии которого есть звук С, Ш. – лиса, мишка Хитрая плутовка рыжая головка, ротик открывает, зайчиков пугает. Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег. Тише, тише…не шуметь! А под снегом спит…медведь. Мишка и Лиса не умеют правильно произносить звуки С и Ш, поэтому слова у них получаются очень странные - .апоги, .арф, .уба, .апка, .арафан. «Как назвать одним словом?» «Что лишнее?» - дети выбирают лишний предмет и обясняют: Лишние сапоги, потому что это обувь, а остальные предметы – одежда и т.д. «Посылка другу» - давайте отправим посылку поездом для Лисы - подарки со звуком С, а для Мишки - со звуком Ш Прицепляя вагончики к паровозику, ребенок называет подарок: Я посылаю сыр Лисе, а машину Мишке. «Найди вагон для слова» - в первом вагоне повезем слова с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя. Но для этого нам нужно разделить слова на слоги – отхлопать. 9. Игра с прищепками. Логопед показывает детям прищепки, рассказывает о их предназначении в быту, предлагает рассмотреть их и поиграть с ними. Показать, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» и превращаться в серого волка: Серый волк – зубами щелк. Не боимся тебя волк! Хитрая плутовка, рыжая головка, ротик открывает, зайчиков пугает. После ужина убрались, в миске косточки остались. Косточки мы соберем и собачке отнесем. Жучка косточку схватила, в уголочек утащила. Вспомните, в каких животных мы превращали прищепки. Кто лишний? Давайте сами сделаем подарки для наших гостей Лисы и Мишки с помощью прищепок – Ежик и кактус потеряли свои иголочки и чувствует себя незащищено, прицепляя зеленые прищепки, мы превратим их в иголки. Цветочек растерял свои лепестки, украсим его и подарим Лисичке, Тучка дождевая – прицепляя прищепки одну за другую, увидим волшебный дождик из прищепок. ІІІ Заключительная часть. Логопед подводит итог занятия. -О чем мы говорили на занятии? - Какие игры вам понравились? -Что нового вы узнали? |